В каком году была Куликовская битва?
Как звали московского князя, возглавившего борьбу с Ордой во второй половине XIV века?
На берегу какой реки были разбиты ордынцы в 1378 году?
Как звали легендарного русского воина, изображённого на картине?

Какое произведение выпадает из списка?
Как называлось подразделение русских войск, сыгравшее решающую роль в сражении?
Как звали командующего ордынскими войсками в сражении на Куликовом поле?
Как звали святого старца, к котрому приехал московский князь накануне Куликовской битвы?
Укажите тезисы и факты.
Укажите номера предложений (без пробелов и запятых), в которых допущена ошибка. 1. На Куликовом поле русские дружины под командованием Александра Невского сражались с ордынцами. 2. Ордынскими полками в битве на Дону командовал хан Батый. 3. Но несмотря на силу противника, русские одержали победу на Куликовом поле. 4. Победа на Дону позволила Москве окончательно избавиться от ордынского ига.
Укажите тезисы и факты.
Прочитайте текст. Выполните задание. Есть много книг о «хороших манерах». Эти книги объясняют, как держать себя в обществе, в гостях и дома, со старшими и младшими, как говорить и как одеваться. Но люди обычно мало черпают из этих книг. Происходит < …>, я думаю, потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры. Что же лежит в основе руководства для приобретения хороших манер? Простое ли это собрание «рецептов» поведения? В основе всех хороших манер лежит одна забота — о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо. Надо уметь не мешать друг другу. Поэтому не надо шуметь. Поэтому не надо чавкать, звонко класть вилку в тарелку, громко говорить за обедом. Не надо говорить с набитым ртом, чтобы у соседей не было опасений. И не надо класть локти на стол — опять-таки, чтобы не мешать соседу. Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим: на вас не должно быть противно смотреть. Как видите, в так называемых хороших манерах есть глубокий смысл. И воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в них — бережное отношение к людям, к природе. Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно — необходимость уважительного отношения к другим. А тогда манеры сами придут к вам, придет память на правила хорошего поведения, желание и умение их применять. (По Д.С. Лихачёву) Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов без пробелов и запятых в порядке возрастания. 1. Первые два предложения первого абзаца заключают в себе основную мысль текста – это тезис автора, суть которого в том, что не надо мешать друг другу. 2. К средствам выразительности в тексте можно отнести риторические вопросы, повторы мысли, слов и сочетаний; ряды однородных членов с сопоставительным, противительным значением (в гостях и дома, со старшими и младшими...; ...не столько манеры, сколько то... и др.); обратный порядок слов в ряде предложений (Быть опрятно одетым надо потому... И воспитывать в себе надо...); прямое обращение к читателю (на вас, вам, как видите); переносное употребление терминов («рецепты» поведения) и т. д. 3. Текст представляет собой рассуждение, поскольку в центре внимания не факты и действия, а логические связи между ними. В первом фрагменте рассуждению предшествует короткое описание — в нём характеризуются книги о «хороших манерах», оно построено как описание предмета. Далее предложение ... люди обычно мало черпают из этих книг — тезис рассуждения, а следующее за ним — аргумент. 4. С точки зрения развития темы текст членится на две части. Первая является своеобразным вступлением — в ней только ставится проблема, а во второй, основной, она решается. 5. Представленный для анализа текст относится к публицистическому стилю. В нём автор привлекает внимание молодых людей к вопросам этики, при этом он не просто рассказывает о хороших манерах, а объясняет их, воздействуя на читателя, призывает задуматься над сказанным, последовать советам. Свое обращение к молодёжи Д. С. Лихачёв облекает в форму письма, текст носит призывный характер, он убедителен, эмоционален. Достигается это использованием средств языка, характерных для публицистической речи.
Связанные корни Корень — это главная, обязательная часть слова. Именно корень выражает основное значение слова. Сравним слова дом и домик: суффикс обозначает размер — маленький, а корень — сам предмет; бежать и прибежать: приставка обозначает «приближение», а корень — само действие. Но так бывает не всегда. Возьмём глаголы обуть и разуть. В < …> чётко осознаются приставки об- и раз-, показатель инфинитива -ть. Где же корень? Корень -у-. Этот корень выделяется как остаток после вычленения приставки и других глагольных показателей. Его особенность состоит в том, что он не употребляется вне сочетания с приставками. Такие корни, которые употребляются только в сочетании с приставками или суффиксами, называют связанными, отличая их от «обычных» — свободных корней. (По Е. Земской) Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов без пробелов и запятых в порядке возрастания. 1. В тексте можно выделить две части, соответствующие двум микротемам: 1) что такое корень; 2) слова с несколькими корнями. Каждая из этих частей построена как самостоятельное рассуждение. 2. Союз «именно» во втором предложении первого абзаца усиливает взаимосвязь двух предложений, подчёркивает, что 2-е предложение объясняет 1-е. 3. Текст представляет собой такой тип речи, как рассуждение. Сначала формулируется тезис (Корень — это...), затем высказывается аргумент (Именно корень выражает...), после чего приводится пример. Далее автор вводит новый тезис (во втором абзаце) и приводит иллюстрацию (анализ слов обуть и разуть). Непосредственное продолжение мысли, выраженной в тезисе, можно найти в последнем предложении текста, оформленном как вывод. 4. Автор обращается к специфичным для научного стиля средствам языка: частотное употребление существительных с отвлечённым значением (показатель, вычленение и др.), употребление глаголов в форме настоящего времени во вневременном значении; использованием форм глаголов 3-го лица мн. ч. в обобщённом значении (называют) и 1-го лица мн. ч. (сравним, возьмём). Для текста характерно обилие терминов. 5. Текст адресован читателю, интересующемуся проблемами науки о языке. Задача текста – сообщить о наличии определённого языкового факта и разъяснить его природу.