Прочитайте предложение и вставьте на месте пропусков слова (словосочетания) из приведенного списка. Если сравнить несколько последовательных фотографий Солнца, то можно заметить, как меняется положение пятен на диске. Это происходит из-за ...
Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на его основе. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка, выпишите цифры без пробелов и запятых. (1)Эти трое были живые, смешливые, острые на язык. (2)Разговор шёл о новых книгах. (3)Было приятно слышать, как эти ребята, молодые строители, показывали свой вкус, самостоятельность суждений. (4)Они знали стихи Булата Окуджавы, уже прочитали новый роман Габриэля Гарсии Маркеса. (5)Они были в курсе последних фильмов и премьер, которых я ещё не видел, и книжных новинок, о которых я ещё понятия не имел. (6)Они сидели передо мной в своих замызганных спецовках, но видны были их модные стрижки, слова они употребляли на уровне наивысшего образования, разговаривать с ними было трудно и интересно. (7)Когда они ушли, я обернулся к прорабу и похвалил его ребят. (8)«Понравились ... а Ермаков, значит, не произвёл?» – сказал он как-то неприятно-насмешливо. (9)Ермаков был плотник, с которым я разговаривал до этого, и Ермаков действительно «не произвёл». (10)Ничего он не читал, не видел, ни к чему не стремился. (11)Был он, очевидно, из тех забойщиков «козла», что часами стучат во дворах или режутся в карты. (12)Так-то оно так, и прораб согласно качал головой. (13)Однако, к вашему сведению, Ермаков – золотой человек, один из самых честных и добросовестных работников. (14)Тот, на кого можно положиться в любой ситуации, сердечный, отзывчивый человек, работу которого, кстати, можно никогда не проверять. (15)Не то что эти молодцы, тяп-ляп, кое-как, лишь бы скорее. (16)Прораб говорил об этих троих с подчёркнутым пренебрежением, он был обижен за Ермакова, и мои оценки задели его несправедливостью. (17)Позднее я имел возможность проверить его слова. (18)Он был прав, удручающе прав... (19)Годами не убывающая очередь стоит в Эрмитаж. (20)С утра до вечера его залы полны горожан и приезжих издалека. (21)Какая-то часть из приходящих сюда действительно что-то получит для себя, как-то взволнуется произведениями великих мастеров, но сколько зайдёт сюда, чтобы отметиться, чтобы сказать, что был в Эрмитаже, для престижа, сколько из них скользят равнодушно-спокойным взглядом, запоминая, чтобы знать! (22)Ермаков, тот вообще не был в Эрмитаже, и в Павловске не был, и в Пушкине. (23)Был в Петергофе, фонтаны смотрел. (24)Огромная культурно-художественная жизнь такого города, как Петербург, проходит мимо него. (25)Но, может быть, этот откровенный неинтерес более честен, чем формальное приобщение к культуре. (По Д. Гранину) «В тексте нет прямого ответа на вопрос, волнующий Д. Гранина. Однако хорошо видно отношение автора к героям. Так, троп – (А)_________ («наивысшего образования» в предложении 6) – и приём – (Б)_________ («не произвёл» в предложениях 8–9, «прав» в предложении 18) – помогают автору дать оценку молодым строителям. Дать плотнику Ермакову ёмкую характеристику помогает синтаксическое средство – (В)_________ (в предложениях 10, 13) – и троп – (Г)_________ («сердечный человек»)». Список терминов: 1) лексический повтор 2) просторечие 3) диалектизм 4) литота 5) ряды однородных членов 6) эпитет 7) ирония 8) риторическое обращение 9) противопоставление
Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на его основе. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка, выпишите цифры без пробелов и запятых. (1)Это случилось 28 мая. (2)После уроков мы с Санькой Большаковым пошли на речку. (3)Там, возле громадного валуна, похожего на закаменевшую мумию гигантского ящера, был совершён обряд. (4)Я поцарапал кожу на запястье, то же самое сделал Санька. (5)Мы приложились кровоточащими предплечьями друг к другу и громко сказали: «Ты мне брат». (6)Так мы с Санькой Большаковым стали братьями по крови. (7)Следующей весной я сманил всех одноклассников искать сокровища сарматов. (8)Про сарматов я прочитал в какой-то исторической книжке. (9)Поскольку много веков назад они кочевали где-то в наших местах, то я резонно предположил, что они, чтобы не таскаться со своим добром, могли закопать где-нибудь возле нашего села часть своей богатой добычи. (10)Мой рассказ заинтересовал всех мальчишек, и мы, вооружившись надеждой и лопатами, дружно пошли искать клад. (11)Но путь на холмы преграждала речушка. (12)На берегах, точно выброшенные штормом корабли, возвышались громадные льдины, а вода была нестерпимо холодной. (13)Все мои друзья речку как-то одолели, а у меня мужества не хватило. (14)Меня подбадривали, уговаривали, смеялись, кричали, запугивали тем, что найдут клад и не станут со мной делиться, но это испытание было выше моих сил. (15)Тогда Большаков вернулся за мной, посадил на плечи и, проваливаясь в холодную тину по грудь, хрипя от натуги, перешёл на тот берег. – (16)Большой, чего ты его таскаешь? (17)Он что, инвалид? – напустились на него одноклассники. – (18)Мы с ним братья по крови! – ответил тот. (19)Прошло двадцать четыре года. (20)Я торопился на юбилей нашего директора. (21)За мостом я увидел разбитую «пятёрку». (22)Слегка притормозил, чтобы понять, как можно было на ровном месте угодить в аварию. (23)Увидел водителя, присевшего на корточки возле смятого крыла. (24)Почему-то сразу узнал Большакова, хотя не видел его с самой школы. – (25)Санёк, привет! (26)Ты как это влетел? – (27)Тебя, наверное, Бог послал! (28)Вот ты мне как раз и поможешь! (29)Какая-то бабулька с узлами выскочила прямо перед самым носом.(30)Пришлось выруливать в заграждение. (31)Дотащишь? (32)Я покачал головой. – (33)Санёк, не могу! (34)У меня в машине сломан крюк для буксировки – буксировать нельзя. (35)Так что не обессудь… – (36)Да ничего! (37)Я товарищу позвоню – отгонит. (38)Ты-то как? – (39)Да кручусь, света не вижу. (40)Ты извини – опаздываю. – (41)Увидимся ещё! – (42)Удачи! (43)Я помчался на праздничный вечер. (44)Вернувшись домой, кутаясь в одеяло, я ещё раз вспомнил встречу с Большаковым. (45)Память унесла меня в детство, на берег речки, к серому мшистому валуну. (46)Совершая обряд, я боялся повредить руку, поэтому слегка царапнул по коже, и ранка скоро зажила. (47)Зато Большаков руку свою не жалел, и на его предплечье остался длинный пунцовый шрам. (48)На улице дул ветер, снег печально шелестел на стеклах, и этот тихий звук походил на слабый шёпот какого-то навсегда уходящего в небытие воспоминания. (По Е. А. Лаптеву) «Чтобы воссоздать реальную обстановку, автор использует такое лексическое средство, как (А)_______ (например, «таскаться», «от натуги»). Такое синтаксическое средство, как (Б)_______ (в предложении 12), и такой троп, как (В)_______ (например, «шёпот воспоминания»), придают рассказу художественную выразительность. Такой приём, как (Г)____ (предложения 46–47), обретает символический смысл и позволяет противопоставить разные жизненные позиции героев». Список терминов: 1) ряды однородных членов 2) книжные слова 3) сравнительный оборот 4) противопоставление 5) парцелляция 6) анафора 7) просторечные слова 8) метафора 9) риторические восклицания
Прочитайте текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков. Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведённого списка.
Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам АБВГ, без пробелов и запятых. «О возможном будущем человечества известный писатель Владимир Солоухин говорит очень эмоционально, взволнованно, используя такой троп, как (А)_____ (в предложении 32). Ещё один троп - (Б)_____ (предложения 8−12, 23) - помогает автору отразить позицию тех, кто не думает о необходимости сохранять природу, и в то же время выразить своё отношение к таким людям. В тексте ощущается тревога автора. Её подчёркивает троп - (В)_____ («зловещее чёрное пятно» в предложении 15). Призывая человека задуматься над сложившейся ситуацией, писатель использует приём - (Г)_____ («земля есть, а травы нет» в предложении 30)». Список терминов: 1) синтаксический параллелизм; 2) ирония; 3) разговорная лексика; 4) эпитет; 5) риторическое восклицание; 6) развёрнутая метафора; 7) фразеологизм; 8) противопоставление; 9) риторическое обращение. (1)Существует точное человеческое наблюдение: воздух мы замечаем, когда его начинает не хватать. (2)Чтобы сделать это выражение совсем точным, надо бы вместо слова «замечать» употребить слово «дорожить». (3)Действительно, мы не дорожим воздухом и не думаем о нём, пока нормально и беспрепятственно дышим. (4)По обыденности, по нашей незамечаемости нет, пожалуй, у воздуха никого на земле ближе, чем трава. (5)Мы привыкли, что мир — зелёный. (6)Льём на траву бензин, мазут, керосин, кислоты и щёлочи. (7)Высыпать машину заводского шлака и накрыть и отгородить от солнца траву? (8)Подумаешь! (9)Сколько там травы? (10)Десять квадратных метров. (11)Не человека же засыпаем, траву. (12)Вырастет в другом месте. (13)Однажды, когда кончилась зима и антифриз в машине был уже не нужен, я открыл краник, и вся жидкость из радиатора вылилась на землю, на лужайку под окнами нашего деревенского дома. (14)Антифриз растёкся продолговатой лужей, потом его смыло дождями, но на земле, оказывается, получился сильный ожог. (15)Среди плотной мелкой травки, растущей на лужайке, образовалось зловещее чёрное пятно. (16)Три года земля не могла залечить место ожога, и только потом плешина снова затянулась травой. (17)Под окном, конечно, заметно. (18)Я жалел, что поступил неосторожно, испортил лужайку. (19)Но ведь это под собственным окном! (20)Каждый день ходишь мимо, видишь и вспоминаешь. (21)Если же где-нибудь подальше от глаз, в овраге, на лесной опушке, в придорожной канаве, да, господи, мало ли на земле травы? (22)Жалко ли её? (23 )Подумаешь, высыпали шлак (железные обрезки, щебень), придавили несколько миллионов травинок, неужели такому высшему, по сравнению с травами, существу, как человек, думать и заботиться о таком ничтожестве, как травинка! (24)Трава. (25)Трава она и есть трава. (26)Её много. (27)Она везде. (28)В лесу, в поле, в степи, на горах, даже в пустыне... (29)Разве что вот в пустыне её поменьше. (30)Начинаешь замечать, что, оказывается, может быть так: земля есть, а травы нет. (31)Страшное, жуткое, безнадёжное зрелище! (32)Представляю себе человека в безграничной, бестравной пустыне, какой может оказаться после какой-нибудь космической или не космической катастрофы наша Земля, обнаружившего, что на обугленной поверхности планеты он — единственный зелёный росточек, пробивающийся из мрака к солнцу. (В. Солоухин)
Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам АБВГ, без пробелов и запятых. «Автор точно, логично и эмоционально обосновывает свою позицию, используя синтаксическое средство выразительности - (А)_____ (в предложениях 9, 16), приём - (Б)_____ («новые материалы, новые технологические процессы и, прежде всего, новые эффективные основы организации общественных действий»), лексическое средство - (В)_____ («исключает» — «предполагает» в предложении 5). А (Г)_____ («внеутробное развитие», «человеческий эмбрион», «трансплантация органов») помогают автору подчеркнуть особую актуальность затронутых проблем для ряда современных научных направлений». Список терминов: 1) синонимы; 2) индивидуально-авторские слова; 3) контекстные антонимы; 4) термины; 5) парцелляция; 6) риторическое обращение; 7) ряды однородных членов; 8) диалектизм; 9) лексический повтор. (1)Развитие науки не раз ставило перед учёными важнейшие этические проблемы. (2)Сегодня они связаны с ответственностью не только за то, что уже сделано, но и за выбор новых направлений исследований — например, в современной биологии. (3)Возможность манипулирования наследственным материалом клеток, которую дала генная инженерия, внеутробное развитие человеческого эмбриона, проблемы трансплантации органов — эти примеры демонстрируют ситуации, где этические проблемы в решающей степени переплетаются с планированием и осуществлением экспериментальных исследований, с новыми путями практического использования научных открытий. (4)Не секрет, что в среде учёных-естественников преобладает убеждение, будто наука не имеет своей собственной специфической системы ценностей. (5)Но это как раз, на мой взгляд, не исключает, а, наоборот, предполагает, что этика должна выработать определённые моральные нормы, которыми могли бы руководствоваться исследователи в ходе своей работы. (6)Вряд ли стоит повторять, что основным критерием научности выводов исследователя является объективность. (7)Это действительно так, и в науке нет и не может быть места для субъективного фактора. (8)Но наука не только новое знание. (9)Это область приложения коллективных усилий, область сомнений и ценностных оценок, область социальных пристрастий — словом, всего, чем наполнена любая человеческая деятельность. (10)А значит, и ей, науке, принадлежит не последнее место в формировании того комплекса общечеловеческих ценностей, из которых складывается понятие «гуманизм». (11)Учёные не могут закрывать глаза на опасность уничтожения человеческой цивилизации, не могут не видеть нищету, хронический голод и безграмотность сотен и сотен миллионов жителей нашей планеты. (12)Как исследователи, как гуманисты они могут и должны вносить свой вклад в решение этих острейших проблем современности. (13)Джон Бернал, выдающийся учёный и общественный деятель, размышляя о судьбах науки, писал, что первый и самый трудный шаг состоит в том, чтобы использовать наши знания против устранимого зла. (14)А вторым шагом является поиск средств борьбы со злом, против которого сегодня мы ещё бессильны. (15)Продолжение и расширение научных исследований откроет нам глаза на то зло, которое мы пока не различаем. (16)А посему учёные должны неустанно создавать новое и полезное: новые материалы, новые технологические процессы и, прежде всего, новые эффективные основы организации общественных действий. (17)Сказанное Джоном Берналом фактически означает, что работа учёного должна в конечном счёте приводить к изменению мира в интересах человека. (18)Соединение мощи знания с принципами научного гуманизма и есть основа подлинного прогресса — прогресса, не подчиняющего себе человека, а верно служащего ему. (По Е.П. Велихову)
Прочитайте фрагмент рецензии. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. «Чтобы столкнуть противоположные жизненные позиции главных героев, Е.А. Лаптев использует приём — (А)_____ (в предложениях 16, 21). Несмотря на отсутствие развёрнутых описаний, автор смог создать яркие психологические портреты молодых людей. Одним из средств, использованных автором для характеристики Кирилла, является лексическое средство выразительности — (Б)_____ (например, «подцепили» в предложении 25) — и троп — (В)_____ («король трущобных окраин» в предложении 42). В то же время в создании образа Артёма важную роль играет синтаксическое средство выразительности — (Г)_____ (предложения 26, 46)». Список терминов: 1) слова книжного стиля 2) эпитет 3) ряды однородных членов 4) разговорная лексика 5) противопоставление 6) литота 7) парцелляция 8) метафора 9) риторический вопрос (16)— Тёма, это не человек, а семьдесят килограммов всевозможной заразы! (21)— Тёма, у меня красный диплом, а у тебя синий. (25)Пошли отсюда, пока не подцепили какую-нибудь чесотку. (26)Артём неуверенно оглянулся, потом вздохнул и стал спускаться по железной лестнице в шахту. (42)— Король трущобных окраин! — насмешливо покачал головой Кирилл, глядя на удручённого друга. (46)Артём, услышав свою фамилию, выскочил на сцену, стесняясь неуничтожимого запаха помойки, торопливо выхватил диплом из рук ректора и, ссутулившись, побежал на своё место.
Вставьте на места пропусков слова из предложенного списка.
Установите соответствие между физическими величинами и единицами их измерения в системе СИ.
Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова из приведенного списка.

Из надувного шарика частично выпустили воздух. Как изменилась внутренняя энергия оставшегося в шарике воздуха?
Известно, что внутренняя энергия тела зависит от его температуры. Для измерения температуры используются разные шкалы температур. В быту для измерения температуры используется шкала Цельсия, (названа в честь шведского учёного Андерса Цельсия), в которой за 0 °С принимают точку замерзания воды, а за 100 °С — точку кипения воды при атмосферном давлении. Ученые чаще используют шкалу Кельвина (названа в честь английского физика Уильяма Томсона). В этой шкале за нулевой уровень принята наименьшая возможная в природе температура, которую называют абсолютным нулем. Каждая единица температуры по шкале Кельвина (К) равна по величине одному градусу по шкале Цельсия и выполняется равенство $T_K=t_\circ{_C}+273$. В Англии до сих пор используется шкала Фаренгейта (названа в честь немецкого ученого Габриеля Фаренгейта). Температуру по этой шкале можно определить по формуле $T_F=1,8t_\circ{_C}+32$.

Опишите характер изменения внутренней энергии объектов. После того как горячую деталь опустят в холодную воду, внутренняя энергия...
Опишите характер изменения внутренней энергии объектов. После того как горячую деталь опустят в холодную воду, внутренняя энергия...
Вставьте на места пропусков слова или словосочетания из предложенного списка.
Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на его основе. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Выпишите цифры без пробелов и запятых. (1)Дождь застиг Лосева на Кузнецком мосту. (2)Чтобы не мокнуть, Лосев зашёл на выставку. (3)Что касается картин, развешанных на этой мешковине, у Лосева они не вызывали интереса. (4)Лично он любил живопись историческую. (5)Нравились ему и портреты маршалов, полководцев, известных деятелей искусства. (6)Чтобы картина обогащала знаниями. (7)Здесь же висели изображения обыкновенных стариков, подростков, разложенных овощей и фруктов с разными предметами. (8)Лосев не мог представить себе, куда они все деваются после выставки, где находились до неё и вообще какой смысл создавать их для такого временного назначения. (9)Музеи – другое дело, в художественных музеях Лосев неоднократно бывал. (10)Неожиданно что-то словно дёрнуло Лосева. (11)Как будто он на что-то наткнулся. (12)Но что это было – он не понял. (13)Кругом него было пусто. (14)Он пошёл было дальше, однако, сделав несколько шагов, вернулся, стал озираться и вновь почувствовал смутный призыв. (15)Исходило это от одной картины, чем-то она останавливала. (16)Осторожно, стараясь не утерять это чувство, Лосев подошёл к ней – перед ним был обыкновенный пейзаж с речкой, ивами и домом на берегу. (17)Название картины «У реки», написанное на латунной дощечке, ничего не говорило. (18)Лосев попробовал получше рассмотреть подробности дома и постройки. (19)Но вблизи, когда он наклонился к картине, пространство берега со всеми деталями стало распадаться на отдельные пятна, которые оказались выпуклыми мазками масляных красок со следами волосяной кисти. (20)Лосев попятился назад, и тогда, с какого-то отдаления, пятна слились, соединились в плотность воды, в серебристую зелень, появились стены дома, облупленная штукатурка... (21)Чем дальше он отходил, тем проступали подробнее крыша, выложенная медными листами с ярко-зелёными окислами, труба, флюгер... (22)Проверяя себя, Лосев стал возвращаться к картине, пока не толкнул девицу, которая стояла с блокнотом в руках. – (23)Картины не нюхать надо, а смотреть, – сказала она громко и сердито, не слушая его извинений. – (24)Ну конечно, смотреть, вот я и засмотрелся, – простодушно сказал он. – (25)Я плохо разбираюсь, может, вы поясните. – (26)Что именно? – сухо спросила девица. – (27)Тут написано «У реки». (28)А что за река? (29)Как её название? (30)Девица усмехнулась. – (31)Разве это имеет значение? – (32)Нет уж, вы позвольте, – поглядывая на картину и всё более беспокоясь, сказал Лосев. – (33)Очень даже имеет. (34)Мало ли рек. (35)Это же конкретно срисовано. – (36)Так не говорят: срисовано, – поучительно пояснила она. – (37)Это был большой мастер, а не ученик. (38)Для него натура являлась средством, вернее, поводом обобщить образ, – тут она стала произносить ещё какие-то слова, каждое из которых было Лосеву известно, но, складываясь в фразу, они почему-то теряли всякую понятность. – (39)Здорово вы разбираетесь. – (40)Лосев вздохнул, показывая восхищение. – (41)Всё же хорошо бы выяснить название. (42)Образ хоть и обобщённый, а местность-то можно ведь уточнить, как по-вашему? – (43)Вряд ли... (44)На картине, несомненно, был изображён старый дом семейства Кислых в его родном Лыкове: та же крыша, тот же флюгер, спуск к речке... (45)Из глубины картины к нему слабо донёсся голос матери: «Серге-ей!» (46)Счастье какое услышать снова певучий её голос. (47)А под ивой за корягой жили налимы, их можно было нащупать там и толкнуть рукой. (48)А на реке пахло брёвнами, дымком от шалашей плотогонов, пахло тиной и ряской, пахло осиной старое корыто, на котором они по очереди плавали по реке. (49)Запахи эти ожили, дохнули из глубины картины. (50)Запах горячих от солнца чугунных столбов, старого причала. (51)К Лосеву вернулся тот огромный мальчишеский мир, шелестела листва, была жива ещё мать. (52)Он ощутил на голове её маленькую жёсткую руку. (53)Было чудо, что художник поймал и заключил навечно в эту белую рамку его, Лосева, воспоминание – со всеми красками, запахами, теплотой. (По Д. А. Гранину) «Картина неизвестного художника пробудила детские воспоминания героя. Для того чтобы передать чувства Лосева, увидевшего на картине знакомый пейзаж, писатель использует различные художественные средства, среди которых троп ‒ (А)__________ (в предложении 49), приём ‒ (Б)__________ (предложения 47-48) и синтаксическое средство ‒ (В)__________ (в предложениях 5, 50, 53). Троп ‒ (Г)__________ («певучий голос» в предложении 46, «жёсткую руку» в предложении 52) ‒ помогает автору создать образ матери рассказчика». Список терминов: 1) анафора 2) вводные слова 3) метафора 4) фразеологизм 5) эпитет 6) ряды однородных членов 7) парцелляция 8) противопоставление 9) олицетворение
Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на его основе. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Выпишите цифры без пробелов и запятых. (1)Как я воспринимал то обстоятельство, что я живу ещё немного, начал жить ещё очень недавно? (2)Я этого обстоятельства вообще не воспринимал. (3)Скорее, другие мне говорили, что я маленький. (4)Сам я, повторяю, этого не чувствовал, об этом не размышлял. (5)Я не думал о том, что можно быть каким-нибудь другим, кроме того, кем я был. (6)Если мне хотелось быть взрослым, то я думал не о физических изменениях, а только о тех возможностях, которые даны взрослому: не готовить уроки, есть сколько хочешь пирожных. (7)Я был человек, просто человек, не зная о себе, что я маленький, что только недавно явился в мир, что расту, узнаю, постигаю и тому подобное. (8)Именно – я был просто человек… (9)Я думал, что после окончания гимназии я куплю велосипед и совершу на нём поездку по Европе. (10)Первая мировая война ещё не начиналась, ещё всё было очень старинно: солдаты в чёрных мундирах с красными погонами, зверинец на Куликовом поле с одним львом, говорящая голова в зеркальном ящике в балагане. (11)Ещё бывала первая любовь, когда девочка смотрела на тебя с балкона, и ты думал, не уродлив ли ты. (12)Ещё отец девочки, моряк в парадном мундире, гремя палашом, шёл тебе навстречу и отвечал тебе на поклон, отчего ты бежал во весь дух, сам не зная куда, обезумевший от счастья. (13)Ещё продавали из-за зелёного прилавка квас по две копейки за стакан, и ты возвращался после игры в футбол, неся в ушах звон мяча… (14)Я не купил велосипеда и не совершил путешествия по Европе. (15)Горел Верден, Реймский собор, в котором в своё время венчалась с французским королём дочь Ярослава Мудрого. (16)Появились первые танки, и впервые аэропланы стали сбрасывать бомбы. (17)Однако в музеях по-прежнему висели необыкновенные картины, прекрасные, как деревья на закате. (18)Во сне я иногда вижу своё пребывание в Европе, которого никогда не было. (19)Чаще всего мне снится Краков в виде стены, идущей кверху вдоль дороги, старой стены, с которой свисают растения, стучащие по ней ветками и шелестящие цветами… (20)Удивительная работа воспоминания. (21)Мы вспоминаем нечто по совершенно неизвестной нам причине. (22)Скажите себе: «Вот сейчас я вспомню что-нибудь из детства», закройте глаза и скажите это. (23)Вспомнится нечто совершенно непредвиденное вами. (24)Участие воли здесь исключено. (25)Картина зажигается, включённая какими-то инженерами позади вашего сознания. (26)Какая чудесная вещь – свобода воспоминаний! (27)Какая прелесть в том, что они появляются, как им угодно, и никак мы не можем заставить себя вспомнить именно это, а не другое. (28)Разумеется, есть точная закономерность этого возникновения, но – дудки – мы её никогда не поймём. (29)Так, вспоминаю я, как вышли мы в море на яхте «Увлечение». (30)Мы ‒ это знаменитый одесский врач Егор Степанович Главче, его приёмный сын Андронька и я, маленький мальчик Юра. (31)Долго следовало бы описывать яхту: она плоская, вы почти не возвышаетесь над водой ‒ длинная, узкая, летящая. (32)Нет, это настолько плохое описание, что оно сворачивается. (33)Воспоминания не последует, только опишем, как при нашем возвращении горела вдали огнями Одесса, покинутая нами утром, как, казалось, перебегают с места на место огни, исчезают, опять загораются, как дышит и ходит всё это поле огней… (34)Нет, и это воспоминание, как видно, не получится! (35)Как тихонько под самыми пальцами, которые вы опускали в воду, рокотало и бежало атласное море, рокотало и бежало, тёмное, бежало навстречу нам низко-низко под бортом яхты, на расстоянии локтя – ещё одного локтя, потому что вы сидели облокотившись… (36)Я ещё люблю вспоминать. (37)Я мало что знаю о жизни. (38)Но мне больше всего нравится, что в ней есть звери, большие и маленькие, что в ней есть звёзды, выпукло и сверкающе смотрящие на меня с ясного неба, что в ней есть деревья, прекрасные, как картины, и ещё многое и многое… (По Ю. К. Олеше) «В воспоминаниях Ю. К. Олеша рисует картины счастливого детства, когда он только узнавал мир и искал своё место в нём. Образность и эмоциональность тексту придают разнообразные художественно-выразительные средства, среди которых троп – (А) __________ («чудесная вещь» в предложении 26, «атласное море» в предложении 35) и приём – (Б) __________ (предложения 11, 12, 13). Троп – (В) __________ («перебегают с места на место огни», «дышит и ходит всё это поле огней» в предложении 33, «бежало атласное море» в предложении 35) и лексическое средство – (Г) __________ («рокотало», «бежало» в предложении 35) – помогают читателю осознать, сколько бед и горя несёт людям война, как она разрушает их планы, мечты, надежды». Список терминов: 1) метафора 2) вопросно-ответная форма изложения 3) разговорные слова 4) лексический повтор 5) эпитет 6) эпифора 7) олицетворение 8) парцелляция 9) анафора
Прочитайте текст о принципе движения снаряда и вставьте в места пропусков слова из предложенного списка.
Прочитайте текст об утилизации “тепловых” отходов с использованием теплового насоса и вставьте в места пропуска слова из предложенного списка.
Прочитайте текст о принципе рафинирования меди и вставьте в места пропуска слова из предложенного списка.
Прочитайте текст о принципе выплавки алюминия и вставьте в места пропуска слова из предложенного списка.
Прочитайте текст о принципе движения искусственных спутников и вставьте в места пропусков слова из предложенного списка.
Прочитайте предложенный текст. Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков. Слова в списке даны в именительном падеже и могут использоваться только один раз. Ответ завишите в виде последовательности цифр. "Рынок – это совокупность отношений между ____________ и покупателями, позволяющая им совершать сделки купли-продажи. Основными субъектами рыночной экономики считают ________________, фирмы, и государство. Если рынок находится в равновесии, то при данной цене величина спроса равна ____________. Если цена товара выше равновесной, на рынке образуется _______________ . Если цена товара ниже равновесной, то на рынке образуется _______________________". Список терминов: 1) товарная интервенция, 2) избыток, 3) экономическая обособленность производителя, 4) величина предложения, 5) домашнее хозяйство, 6) фиксированная цена, 7) дефицит, 8) продавец.
Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. «В тексте нет прямого ответа на вопрос, волнующий Д. Гранина. Однако хорошо видно отношение автора к героям. Так, троп — (А)_____ («наивысшего образования» в предложении 6) — и приём — (Б)_____ («не произвёл» в предложениях 8—9, «прав» в предложении 18) – помогают автору дать оценку молодым строителям. Дать плотнику Ермакову ёмкую характеристику помогает синтаксическое средство — (В)_____ (в предложениях 10,13) — и троп — (Г)_____ («сердечный человек»)». Список терминов: 1) лексический повтор 2) просторечие 3) диалектизм 4) литота 5) ряды однородных членов 6) эпитет 7) ирония 8) риторическое обращение 9) противопоставление (1)Эти трое были живые, смешливые, острые на язык. (2)Разговор шёл о новых книгах. (З)Было приятно слышать, как эти ребята, молодые строители, показывали свой вкус, самостоятельность суждений. (4)Они знали стихи Булата Окуджавы, уже прочитали новый роман Габриэля Гарсии Маркеса. (5)Они были в курсе последних фильмов и премьер, которых я ещё не видел, и книжных новинок, о которых я ещё понятия не имел. (6)Они сидели передо мной в своих замызганных спецовках, но видны были их модные стрижки, слова они употребляли на уровне наивысшего образования, разговаривать с ними было трудно и интересно. (7)Когда они ушли, я обернулся к прорабу и похвалил его ребят. (8)«Понравились... а Ермаков, значит, не произвёл?» — сказал он как-то неприятно-насмешливо. (9)Ермаков был плотник, с которым я разговаривал до этого, и Ермаков действительно «не произвел ». (10)Ничего он не читал, не видел, ни к чему не стремился. (11)Был он, очевидно, из тех забойщиков «козла», что часами стучат во дворах или режутся в карты. (12)Так-то оно так, и прораб согласно качал головой. (13)Однако, к вашему сведению, Ермаков — золотой человек, один из самых честных и добросовестных работников. (14)Тот, на кого можно положиться в любой ситуации, сердечный, отзывчивый человек, работу которого, кстати, можно никогда не проверять. (15)Не то что эти молодцы, тяп-ляп, кое-как, лишь бы скорее. (16)Прораб говорил об этих троих с подчёркнутым пренебрежением, он был обижен за Ермакова, и мои оценки задели его несправедливостью. (17)Позднее я имел возможность проверить его слова. (18)Он был прав, удручающе прав... (19)Годами не убывающая очередь стоит в Эрмитаж. (20)С утра до вечера его залы полны горожан и приезжих издалека. (21)Какая-то часть из приходящих сюда действительно что-то получит для себя, как-то взволнуется произведениями великих мастеров, но сколько зайдёт сюда, чтобы отметиться, чтобы сказать, что был в Эрмитаже, для престижа, сколько из них скользят равнодушно-спокойным взглядом, запоминая, чтобы знать! (22)Ермаков, тот вообще не был в Эрмитаже, и в Павловске не был, и в Пушкине. (23)Был в Петергофе, фонтаны смотрел. (24)Огромная культурно-художественная жизнь такого города, как Петербург, проходит мимо него. (25)Но, может быть, этот откровенный неинтерес более честен, чем формальное приобщение к культуре. (По Д. Гранину*) * Даниил Александрович Гранин (род. в 1919 г.) — русский писатель, автор множества романов, повестей, эссе, очерков.
Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. «О возможном будущем человечества известный писатель Владимир Солоухин говорит очень эмоционально, взволнованно, используя такой троп, как (А)_____ (в предложении 32). Ещё один троп — (Б)_____ (предложения 8−12, 23) — помогает автору отразить позицию тех, кто не думает о необходимости сохранять природу, и в то же время выразить своё отношение к таким людям. В тексте ощущается тревога автора. Её подчёркивает троп — (В)_____ («зловещее чёрное пятно» в предложении 15). Призывая человека задуматься над сложившейся ситуацией, писатель использует приём — (Г)_____ («земля есть, а травы нет» в предложении 30)». Список терминов: 1) синтаксический параллелизм 2) ирония 3) разговорная лексика 4) эпитет 5) риторическое восклицание 6) развёрнутая метафора 7) фразеологизм 8) противопоставление 9) риторическое обращение (1)Сушествует точное человеческое наблюдение: воздух мы замечаем, когда его начинает не хватать. (2)Чтобы сделать это выражение совсем точным, надо бы вместо слова «замечать» употребить слово «дорожить». (3)Действительно, мы не дорожим воздухом и не думаем о нём, пока нормально и беспрепятственно дышим. (4)По обыденности, по нашей незамечаемости нет, пожалуй, у воздуха никого на земле ближе, чем трава. (5)Мы привыкли, что мир — зелёный. (6)Льём на траву бензин, мазут, керосин, кислоты и щёлочи. (7)Высыпать машину заводского шлака и накрыть и отгородить от солнца траву? (8)Подумаешь! (9)Сколько там травы? (10)Десять квадратных метров. (11)Не человека же засыпаем, траву. (12)Вырастет в другом месте. (13)Однажды, когда кончилась зима и антифриз в машине был уже не нужен, я открыл краник, и вся жидкость из радиатора вылилась на землю, на лужайку под окнами нашего деревенского дома. (14)Антифриз растёкся продолговатой лужей, потом его смыло дождями, но на земле, оказывается, получился сильный ожог. (15)Среди плотной мелкой травки, растущей на лужайке, образовалось зловещее чёрное пятно. (16)Три года земля не могла залечить место ожога, и только потом плешина снова затянулась травой. (17)Под окном, конечно, заметно. (18)Я жалел, что поступил неосторожно, испортил лужайку. (19)Но ведь это под собственным окном! (20)Каждый день ходишь мимо, видишь и вспоминаешь. (21)Если же где-нибудь подальше от глаз, в овраге, на лесной опушке, в придорожной канаве, да, господи, мало ли на земле травы? (22)Жалко ли её? (23 )Подумаешь, высыпали шлак (железные обрезки, щебень), придавили несколько миллионов травинок, неужели такому высшему, по сравнению с травами, существу, как человек, думать и заботиться о таком ничтожестве, как травинка! (24)Трава. (25)Трава она и есть трава. (26)Её много. (27)Она везде. (28)В лесу, в поле, в степи, на горах, даже в пустыне... (29)Разве что вот в пустыне её поменьше. (30)Начинаешь замечать, что, оказывается, может быть так: земля есть, а травы нет. (31)Страшное, жуткое, безнадёжное зрелище! (32)Представляю себе человека в безграничной, бестравной пустыне, какой может оказаться после какой-нибудь космической или не космической катастрофы наша Земля, обнаружившего, что на обугленной поверхности планеты он — единственный зелёный росточек, пробивающийся из мрака к солнцу. (В. Солоухин*) * Владимир Алексеевич Солоухин (1924-1997 гг.) — русский советский поэт и писатель, публицист.