1. Выпишите слово, в суффиксе которого пишется буква «Я».
2. Выпишите слово, в суффиксе которого пишется буква «Е».
3. Укажите вариант ответа, в котором оба выделенных слова с НЕ пишутся СЛИТНО.
4. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Отправившиеся в поход (1) ребята остановились на краю (2) наполненного туманом (3) ущелья и разбрелись по широкой поляне (4) покрытой ковром лиловых цветов.
5. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Сбросив рюкзаки (1) и (2) установив палатки (3) мы пошли собирать сучья. Выйдя из берегов (4) и (5) превратившись в мутный поток (6) река залила деревни.
6. Прочитайте текст и выполните задание. (1)Двадцать четыре ученика подрёмывали на уроке истории. (2)— Ребята, а вообще, как вы думаете, что такое история? (3)Парень из задних рядов спросил нагловато, как спрашивают обычно на базаре: (4)— Пятёрка будет? (5)— Будет. (6)— Пятёрка в четверти? (7)— В четверти. (8)Класс зашевелился. (9)Зашелестели странички учебников, заскрипели парты, и он, чтобы не смущать их, отвернулся и долго смотрел из окна второго этажа, что там, на улице, творится. (10)— Ну? (11)Ребята стихли, виноватые, они не думали, что это так сложно. (12)— История, дорогие мои мальчики и девочки, есть наука, великая наука, рассказывающая нам, какими путями двигалась жизнь с начала начал до наших дней. (13)Каждый предмет имеет свою историю. (14)Вот эти три окна нашего класса — ведь и рамы, и стекло, и гвозди — каждая из деталей была в своё время великим открытием на пути к современной материальной культуре. (15)Учитель говорил задушевно, тихо, стоя боком к классу. (16)Он не видел лиц своих ребят, но по установившейся в классе тишине, по тому, что за четверть часа ни одна парта не скрипнула, он знал, что они его слушают. (17)— Предметы, окружающие нас, не могут мыслить, и потому они не знают и не интересуются своей историей. (18)Ну а человек, нужно ли человеку знать свою историю? (19)— Нужно, — сказал весь класс. (20)— Да, ему нужно знать свою историю, потому что человек — это звено в единой, нескончаемой цепи, по которой течёт жизнь. (21)Современному человеку нужно знать свою историю, потому что сегодня, кто владеет своим прошлым, тот владеет и своим будущим. (22)Книги, памятники культуры, знание прошлого своего народа и прошлого других народов помогут вам уяснить себе, что ценно, а что не очень ценно в жизни, история научит вас, без чего вы можете обойтись, а без чего обойтись никак нельзя. (23)Прозвенел звонок, но учитель продолжал стоять у окна, и ученики сидели на своих местах в ожидании, может, ещё что последует? (24)Но нет, урок кончился, а учитель просто задумался. Какое из высказываний не соответствует содержанию текста?
7. Прочитайте текст и выполните задание. (1)Двадцать четыре ученика подрёмывали на уроке истории. (2)— Ребята, а вообще, как вы думаете, что такое история? (3)Парень из задних рядов спросил нагловато, как спрашивают обычно на базаре: (4)— Пятёрка будет? (5)— Будет. (6)— Пятёрка в четверти? (7)— В четверти. (8)Класс зашевелился. (9)Зашелестели странички учебников, заскрипели парты, и он, чтобы не смущать их, отвернулся и долго смотрел из окна второго этажа, что там, на улице, творится. (10)— Ну? (11)Ребята стихли, виноватые, они не думали, что это так сложно. (12)— История, дорогие мои мальчики и девочки, есть наука, великая наука, рассказывающая нам, какими путями двигалась жизнь с начала начал до наших дней. (13)Каждый предмет имеет свою историю. (14)Вот эти три окна нашего класса — ведь и рамы, и стекло, и гвозди — каждая из деталей была в своё время великим открытием на пути к современной материальной культуре. (15)Учитель говорил задушевно, тихо, стоя боком к классу. (16)Он не видел лиц своих ребят, но по установившейся в классе тишине, по тому, что за четверть часа ни одна парта не скрипнула, он знал, что они его слушают. (17)— Предметы, окружающие нас, не могут мыслить, и потому они не знают и не интересуются своей историей. (18)Ну а человек, нужно ли человеку знать свою историю? (19)— Нужно, — сказал весь класс. (20)— Да, ему нужно знать свою историю, потому что человек — это звено в единой, нескончаемой цепи, по которой течёт жизнь. (21)Современному человеку нужно знать свою историю, потому что сегодня, кто владеет своим прошлым, тот владеет и своим будущим. (22)Книги, памятники культуры, знание прошлого своего народа и прошлого других народов помогут вам уяснить себе, что ценно, а что не очень ценно в жизни, история научит вас, без чего вы можете обойтись, а без чего обойтись никак нельзя. (23)Прозвенел звонок, но учитель продолжал стоять у окна, и ученики сидели на своих местах в ожидании, может, ещё что последует? (24)Но нет, урок кончился, а учитель просто задумался. Из предложений 12—16 выпишите действительное причастие прошедшего времени.
8. Прочитайте текст и выполните задание. (1)Двадцать четыре ученика подрёмывали на уроке истории. (2)— Ребята, а вообще, как вы думаете, что такое история? (3)Парень из задних рядов спросил нагловато, как спрашивают обычно на базаре: (4)— Пятёрка будет? (5)— Будет. (6)— Пятёрка в четверти? (7)— В четверти. (8)Класс зашевелился. (9)Зашелестели странички учебников, заскрипели парты, и он, чтобы не смущать их, отвернулся и долго смотрел из окна второго этажа, что там, на улице, творится. (10)— Ну? (11)Ребята стихли, виноватые, они не думали, что это так сложно. (12)— История, дорогие мои мальчики и девочки, есть наука, великая наука, рассказывающая нам, какими путями двигалась жизнь с начала начал до наших дней. (13)Каждый предмет имеет свою историю. (14)Вот эти три окна нашего класса — ведь и рамы, и стекло, и гвозди — каждая из деталей была в своё время великим открытием на пути к современной материальной культуре. (15)Учитель говорил задушевно, тихо, стоя боком к классу. (16)Он не видел лиц своих ребят, но по установившейся в классе тишине, по тому, что за четверть часа ни одна парта не скрипнула, он знал, что они его слушают. (17)— Предметы, окружающие нас, не могут мыслить, и потому они не знают и не интересуются своей историей. (18)Ну а человек, нужно ли человеку знать свою историю? (19)— Нужно, — сказал весь класс. (20)— Да, ему нужно знать свою историю, потому что человек — это звено в единой, нескончаемой цепи, по которой течёт жизнь. (21)Современному человеку нужно знать свою историю, потому что сегодня, кто владеет своим прошлым, тот владеет и своим будущим. (22)Книги, памятники культуры, знание прошлого своего народа и прошлого других народов помогут вам уяснить себе, что ценно, а что не очень ценно в жизни, история научит вас, без чего вы можете обойтись, а без чего обойтись никак нельзя. (23)Прозвенел звонок, но учитель продолжал стоять у окна, и ученики сидели на своих местах в ожидании, может, ещё что последует? (24)Но нет, урок кончился, а учитель просто задумался. Выпишите из текста слово со значением «вещественная, физическая, существующая независимо от сознания».
9. Прочитайте текст и выполните задание. (1)Двадцать четыре ученика подрёмывали на уроке истории. (2)— Ребята, а вообще, как вы думаете, что такое история? (3)Парень из задних рядов спросил нагловато, как спрашивают обычно на базаре: (4)— Пятёрка будет? (5)— Будет. (6)— Пятёрка в четверти? (7)— В четверти. (8)Класс зашевелился. (9)Зашелестели странички учебников, заскрипели парты, и он, чтобы не смущать их, отвернулся и долго смотрел из окна второго этажа, что там, на улице, творится. (10)— Ну? (11)Ребята стихли, виноватые, они не думали, что это так сложно. (12)— История, дорогие мои мальчики и девочки, есть наука, великая наука, рассказывающая нам, какими путями двигалась жизнь с начала начал до наших дней. (13)Каждый предмет имеет свою историю. (14)Вот эти три окна нашего класса — ведь и рамы, и стекло, и гвозди — каждая из деталей была в своё время великим открытием на пути к современной материальной культуре. (15)Учитель говорил задушевно, тихо, стоя боком к классу. (16)Он не видел лиц своих ребят, но по установившейся в классе тишине, по тому, что за четверть часа ни одна парта не скрипнула, он знал, что они его слушают. (17)— Предметы, окружающие нас, не могут мыслить, и потому они не знают и не интересуются своей историей. (18)Ну а человек, нужно ли человеку знать свою историю? (19)— Нужно, — сказал весь класс. (20)— Да, ему нужно знать свою историю, потому что человек — это звено в единой, нескончаемой цепи, по которой течёт жизнь. (21)Современному человеку нужно знать свою историю, потому что сегодня, кто владеет своим прошлым, тот владеет и своим будущим. (22)Книги, памятники культуры, знание прошлого своего народа и прошлого других народов помогут вам уяснить себе, что ценно, а что не очень ценно в жизни, история научит вас, без чего вы можете обойтись, а без чего обойтись никак нельзя. (23)Прозвенел звонок, но учитель продолжал стоять у окна, и ученики сидели на своих местах в ожидании, может, ещё что последует? (24)Но нет, урок кончился, а учитель просто задумался. Найдите в тексте предложение с деепричастным оборотом. Укажите номер этого предложения.
10. Укажите вариант ответа, в котором неверно выделена буква, обозначающая ударный звук.
11. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. нырнул более ГЛУБОКО бросил ДАЛЬШЕ всех БЕГИ быстрее совсем ОЗЯБНУЛ ВЛЕЗШИ на дерево
12. Укажите предложение, в котором не допущена грамматическая ошибка.
13. Определите, какой частью речи является выделенное слово. Несмотря на запрет врачей, он поехал в далёкую таёжную экспедицию.
14. Укажите два морфологических признака, которые у выделенного слова определены неверно. Проектирование и реализация стратегии для того, чтобы одержать победу на рынке, никогда не является полностью решённой задачей.
15. Укажите вариант ответа, в котором оба слова пишутся слитно.
16. Установите соответствие между словами с пропусками и объяснением их написания. 1) в отымённом прилагательном, образованном при помощи суффикса -ИН-, пишется одна буква Н 2) в отымённом прилагательном, образованном при помощи суффикса -ЕНН-, пишется НН 3) в полном причастии пишется НН 4) в кратком причастии пишется одна буква Н 5) в наречии пишется столько букв Н, сколько в слове, от которого наречие образовано А) говорил пута..о Б) купле..ый букет В) стены покраше..ы Г) муравьи..ый укус Д) обеде..ый перерыв