(1)Я зачарованно слоняюсь по сонным, травяным, погружённым в глубокую патриархальность улочкам града-острова Свияжска. (2)3десь каждый домишко гордится своим отличием от других, каждый - себе на уме. (З)Много кирпичных, очень старых купеческих и мещанских домов, которые кое-как приспособили под современное жильё. (4)Гнилые двери, кривые от старости рамы и скособоченные крылечки говорят о времени. (5)Выхожу на откос под стенами Успенского монастыря, с которого хорошо видно бескрайний волжский простор с рядами голубых островов и клонящимся к горизонту солнцем. (6)Я знаю, что где-то там, в теряющейся дали, находится устье впадающей в Волгу Свияги, давшей имя этому чудо-городку. (7)Дорожка под стенами монастыря вымощена плитами, усажена окультуренными деревцами. (8)Падаю в ковыли вблизи двух дерев, причудливо сплетённых, словно в танце, стволами, под голову кладу рюкзачок. (9)Небо над головой у меня свежо голубело, как в ветреном марте. (10)Ближе к западному краю к его ясной лазури примешивалась трудноуловимая жемчужная муть. (11)Я долго лежал под этим небом. (12)Ощутив голод, пожевал сухарей. (13) Наевшись сухарей и почувствовав жажду, сделал пару глотков из фляги. (14) Пригревшись на солнышке, даже вздремнул. (15)3а это время меня никто не потревожил, ни один человек не прошёл по дороге, на обочине которой я расположился. (16)Эта пауза, в которую я погрузился, на какое-то время выпав из действительности, несла в себе некий смысл. (17)Одолев полторы тысячи километров, я летел сюда сломя голову, с великими усилиями переваливал через дамбы, попадал в шторма, страдал от палящего солнца и дождя, боролся с комарьём... (18)И всё для того, чтоб очутиться в этом месте в этот достопамятный день и час, чтобы рухнуть под грузом своей усталости в эту траву под белыми стенами старого монастыря... (19)Прожив двое суток в Свияжске, я, конечно, не мог не почувствовать очарование этого места. (20)Разгадка, видимо, коренилась в психологии здешних жителей - островитян. (21)Островной человек проживает свою жизнь медленно и подробно, спешить ему некуда, потому что кругом вода. (22)На острове течение времени замедляется, как это бывает на космическом корабле, летящем с околосветовой скоростью. (23)Островной человек прежде всего экономен во всём, ведь каждую мелочь надо завозить с материка. (24)На острове любой гвоздь и деревяшка не выбрасываются, а предусмотрительно откладываются в сторону, чтоб потом снова быть пущенными в ход. (По В. Кравченко*.) Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Отрывок из произведения В. Ф. Кравченко «Книга реки» представляет собой «путевые заметки» человека, путешествующего по отдалённым уголкам нашей страны. Текст, в котором воссозданы сиюминутные впечатления автора и его размышления об увиденном, отличается простотой и яркой образностью. Это отразилось в использовании таких тропов, как (А)_____ («травяным, погружённым в глубокую патриархальность улочкам» в предложении 1, «трудноуловимая жемчужная муть» в предложении 10) и (Б)_____ (предложения 2, 4). К лексическим средствам выразительности, встречающимся в тексте, относятся также (В)_____ («себе на уме» в предложении 2, «сломя голову» в предложении 17). Из синтаксических средств автор применяет (Г)_____ («конечно» в предложении 19, «видимо» в предложении 20). Список терминов: 1) гипербола(-ы) 2) обращение(-я) 3) вводные слова 4) парцелляция 5) сравнение(-я) 6) олицетворение(-я) 7) фразеологизм(-ы) 8) эпитет(-ы); 9) контекстуальные синонимы Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на его основе. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка, выпишите цифры без пробелов и запятых. (1)Это случилось 28 мая. (2)После уроков мы с Санькой Большаковым пошли на речку. (3)Там, возле громадного валуна, похожего на закаменевшую мумию гигантского ящера, был совершён обряд. (4)Я поцарапал кожу на запястье, то же самое сделал Санька. (5)Мы приложились кровоточащими предплечьями друг к другу и громко сказали: «Ты мне брат». (6)Так мы с Санькой Большаковым стали братьями по крови. (7)Следующей весной я сманил всех одноклассников искать сокровища сарматов. (8)Про сарматов я прочитал в какой-то исторической книжке. (9)Поскольку много веков назад они кочевали где-то в наших местах, то я резонно предположил, что они, чтобы не таскаться со своим добром, могли закопать где-нибудь возле нашего села часть своей богатой добычи. (10)Мой рассказ заинтересовал всех мальчишек, и мы, вооружившись надеждой и лопатами, дружно пошли искать клад. (11)Но путь на холмы преграждала речушка. (12)На берегах, точно выброшенные штормом корабли, возвышались громадные льдины, а вода была нестерпимо холодной. (13)Все мои друзья речку как-то одолели, а у меня мужества не хватило. (14)Меня подбадривали, уговаривали, смеялись, кричали, запугивали тем, что найдут клад и не станут со мной делиться, но это испытание было выше моих сил. (15)Тогда Большаков вернулся за мной, посадил на плечи и, проваливаясь в холодную тину по грудь, хрипя от натуги, перешёл на тот берег. – (16)Большой, чего ты его таскаешь? (17)Он что, инвалид? – напустились на него одноклассники. – (18)Мы с ним братья по крови! – ответил тот. (19)Прошло двадцать четыре года. (20)Я торопился на юбилей нашего директора. (21)За мостом я увидел разбитую «пятёрку». (22)Слегка притормозил, чтобы понять, как можно было на ровном месте угодить в аварию. (23)Увидел водителя, присевшего на корточки возле смятого крыла. (24)Почему-то сразу узнал Большакова, хотя не видел его с самой школы. – (25)Санёк, привет! (26)Ты как это влетел? – (27)Тебя, наверное, Бог послал! (28)Вот ты мне как раз и поможешь! (29)Какая-то бабулька с узлами выскочила прямо перед самым носом.(30)Пришлось выруливать в заграждение. (31)Дотащишь? (32)Я покачал головой. – (33)Санёк, не могу! (34)У меня в машине сломан крюк для буксировки – буксировать нельзя. (35)Так что не обессудь… – (36)Да ничего! (37)Я товарищу позвоню – отгонит. (38)Ты-то как? – (39)Да кручусь, света не вижу. (40)Ты извини – опаздываю. – (41)Увидимся ещё! – (42)Удачи! (43)Я помчался на праздничный вечер. (44)Вернувшись домой, кутаясь в одеяло, я ещё раз вспомнил встречу с Большаковым. (45)Память унесла меня в детство, на берег речки, к серому мшистому валуну. (46)Совершая обряд, я боялся повредить руку, поэтому слегка царапнул по коже, и ранка скоро зажила. (47)Зато Большаков руку свою не жалел, и на его предплечье остался длинный пунцовый шрам. (48)На улице дул ветер, снег печально шелестел на стеклах, и этот тихий звук походил на слабый шёпот какого-то навсегда уходящего в небытие воспоминания. (По Е. А. Лаптеву) «Чтобы воссоздать реальную обстановку, автор использует такое лексическое средство, как (А)_______ (например, «таскаться», «от натуги»). Такое синтаксическое средство, как (Б)_______ (в предложении 12), и такой троп, как (В)_______ (например, «шёпот воспоминания»), придают рассказу художественную выразительность. Такой приём, как (Г)____ (предложения 46–47), обретает символический смысл и позволяет противопоставить разные жизненные позиции героев». Список терминов: 1) ряды однородных членов 2) книжные слова 3) сравнительный оборот 4) противопоставление 5) парцелляция 6) анафора 7) просторечные слова 8) метафора 9) риторические восклицания

Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на его основе. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка, выпишите цифры без пробелов и запятых. (1)Это случилось 28 мая. (2)После уроков мы с Санькой Большаковым пошли на речку. (3)Там, возле громадного валуна, похожего на закаменевшую мумию гигантского ящера, был совершён обряд. (4)Я поцарапал кожу на запястье, то же самое сделал Санька. (5)Мы приложились кровоточащими предплечьями друг к другу и громко сказали: «Ты мне брат». (6)Так мы с Санькой Большаковым стали братьями по крови. (7)Следующей весной я сманил всех одноклассников искать сокровища сарматов. (8)Про сарматов я прочитал в какой-то исторической книжке. (9)Поскольку много веков назад они кочевали где-то в наших местах, то я резонно предположил, что они, чтобы не таскаться со своим добром, могли закопать где-нибудь возле нашего села часть своей богатой добычи. (10)Мой рассказ заинтересовал всех мальчишек, и мы, вооружившись надеждой и лопатами, дружно пошли искать клад. (11)Но путь на холмы преграждала речушка. (12)На берегах, точно выброшенные штормом корабли, возвышались громадные льдины, а вода была нестерпимо холодной. (13)Все мои друзья речку как-то одолели, а у меня мужества не хватило. (14)Меня подбадривали, уговаривали, смеялись, кричали, запугивали тем, что найдут клад и не станут со мной делиться, но это испытание было выше моих сил. (15)Тогда Большаков вернулся за мной, посадил на плечи и, проваливаясь в холодную тину по грудь, хрипя от натуги, перешёл на тот берег. – (16)Большой, чего ты его таскаешь? (17)Он что, инвалид? – напустились на него одноклассники. – (18)Мы с ним братья по крови! – ответил тот. (19)Прошло двадцать четыре года. (20)Я торопился на юбилей нашего директора. (21)За мостом я увидел разбитую «пятёрку». (22)Слегка притормозил, чтобы понять, как можно было на ровном месте угодить в аварию. (23)Увидел водителя, присевшего на корточки возле смятого крыла. (24)Почему-то сразу узнал Большакова, хотя не видел его с самой школы. – (25)Санёк, привет! (26)Ты как это влетел? – (27)Тебя, наверное, Бог послал! (28)Вот ты мне как раз и поможешь! (29)Какая-то бабулька с узлами выскочила прямо перед самым носом.(30)Пришлось выруливать в заграждение. (31)Дотащишь? (32)Я покачал головой. – (33)Санёк, не могу! (34)У меня в машине сломан крюк для буксировки – буксировать нельзя. (35)Так что не обессудь… – (36)Да ничего! (37)Я товарищу позвоню – отгонит. (38)Ты-то как? – (39)Да кручусь, света не вижу. (40)Ты извини – опаздываю. – (41)Увидимся ещё! – (42)Удачи! (43)Я помчался на праздничный вечер. (44)Вернувшись домой, кутаясь в одеяло, я ещё раз вспомнил встречу с Большаковым. (45)Память унесла меня в детство, на берег речки, к серому мшистому валуну. (46)Совершая обряд, я боялся повредить руку, поэтому слегка царапнул по коже, и ранка скоро зажила. (47)Зато Большаков руку свою не жалел, и на его предплечье остался длинный пунцовый шрам. (48)На улице дул ветер, снег печально шелестел на стеклах, и этот тихий звук походил на слабый шёпот какого-то навсегда уходящего в небытие воспоминания. (По Е. А. Лаптеву) «Чтобы воссоздать реальную обстановку, автор использует такое лексическое средство, как (А)_______ (например, «таскаться», «от натуги»). Такое синтаксическое средство, как (Б)_______ (в предложении 12), и такой троп, как (В)_______ (например, «шёпот воспоминания»), придают рассказу художественную выразительность. Такой приём, как (Г)____ (предложения 46–47), обретает символический смысл и позволяет противопоставить разные жизненные позиции героев». Список терминов: 1) сравнительный оборот 2) ряды однородных членов 3) книжные слова 4) риторические восклицания 5) метафора 6) просторечные слова 7) анафора 8) противопоставление 9) парцелляция

Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на его основе. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка, выпишите цифры без пробелов и запятых. (1)Недавно прочитал в журнале статью своего коллеги. (2)Говоря о нашем обществе, о наших многочисленных проблемах, он порадовался, что нынешние россияне освободились от предрассудков, от ханжества, которое так мешало нам раньше. (3)Вот тут, мне кажется, нужно кое-что уточнить. (4)Что понимается под предрассудками? (5)Если понимать под предрассудками суеверия, ничем не оправданные предубеждения, то, конечно, такие предрассудки достойны осуждения. (6)И вот Пушкин пишет в письме Чаадаеву: «…я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; … как человек с предрассудками – я оскорблён…» (7)Но вряд ли он имеет в виду суеверия, чёрных кошек и «пережитки прошлого». (8)Предрассудки у него – это не нечто нелепое, отжившее. (9)В данном случае Пушкин говорит о том, что «включается» перед рассудком. (10)До него. (11)Раньше него. (12)О том, что живёт в сознании человека всегда, что составляет его эмоциональную и подсознательную память, что заложено в него прошлым, что не зависит от воли. (13)И что же это за предрассудки? (14)Да всё те же понятия допустимого и недопустимого, возможного и невозможного, справедливого и несправедливого, благородного и бесчестного. (15)Рассудочное, оценочное осмысление происходящего наступит потом, и кто знает, какими выводами и умозаключениями оно закончится. (16)Но предрассудок уже сработал, уже настроил человека определённым образом, и нельзя не принимать его во внимание. (17)Теперь о ханжестве. (18)В любом толковом словаре пишут, что ханжа – это «лицемер, прикрывающийся добродетельностью и набожностью». (19)Всё так, и ханжество – штука действительно неприятная, но… (20)Нам-то сегодня о ханжестве только мечтать можно! (21)Нам ещё до него добраться нужно! (22)Нам ещё дожить надо до времён, когда у нас чиновники и просто граждане смогут выговаривать нужные высокие слова, понимая их смысл. (23)Ханжа хоть и не всегда, но должен совершать действия в соответствии с теми высокими понятиями, которые его вынуждает провозглашать общественное мнение. (24)А вот ждать благородных дел и честных решений от человека, убеждённого, что благородных помыслов и честности не существует в природе, просто бесполезно. (25)Нет, с ханжой ещё можно ужиться, а вот с откровенным и принципиальным «сверхчеловеком», человеком без предрассудков… (26)На Западе разбогатевший человек обязательно занимается благотворительностью. (27)Не потому, что он такой святой. (28)А потому, что пусть попробует не заняться! (29)Нет, уголовно его преследовать не будут, а вот изгоем, не допускаемым в приличное общество, обязательно сделают. (30)Вот о чём речь. (31)Как нам ввести в нашу жизнь высокие понятия долга и чести, совести и служения народу. (32)Чтобы, борясь с ханжеством, не впасть в дикость. (По И. Серкову) «Публицист И. Серков, заинтересовавшись статьёй в журнале, размышляет о понятиях «предрассудок» и «ханжество». (А)__________ (предложения 13–14) – приём, который помогает автору вести разговор с читателем. Различные приёмы: (Б)_____ (предложения 6, 18), (В)_________ (предложения 21–22) – помогают осознать эрудированность автора, убедительность его доводов, полемический пафос текста в целом. А (Г)_________ (предложения 31–32) – приём, при помощи которого И. Серков подчёркивает главное, что его волнует в современном обществе». Список терминов: 1) парцелляция 2) градация 3) эпитет 4) цитирование 5) вопросно-ответная форма изложения 6) литота 7) анафора 8) противопоставление 9) гипербола

Прочитайте текст. На месте пропусков вставьте подходящие по смыслу слова или сочетания слов, выбрав их из предложенных вариантов ответов.

Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на его основе. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Выпишите цифры без пробелов и запятых. (1)Дождь застиг Лосева на Кузнецком мосту. (2)Чтобы не мокнуть, Лосев зашёл на выставку. (3)Что касается картин, развешанных на этой мешковине, у Лосева они не вызывали интереса. (4)Лично он любил живопись историческую. (5)Нравились ему и портреты маршалов, полководцев, известных деятелей искусства. (6)Чтобы картина обогащала знаниями. (7)Здесь же висели изображения обыкновенных стариков, подростков, разложенных овощей и фруктов с разными предметами. (8)Лосев не мог представить себе, куда они все деваются после выставки, где находились до неё и вообще какой смысл создавать их для такого временного назначения. (9)Музеи – другое дело, в художественных музеях Лосев неоднократно бывал. (10)Неожиданно что-то словно дёрнуло Лосева. (11)Как будто он на что-то наткнулся. (12)Но что это было – он не понял. (13)Кругом него было пусто. (14)Он пошёл было дальше, однако, сделав несколько шагов, вернулся, стал озираться и вновь почувствовал смутный призыв. (15)Исходило это от одной картины, чем-то она останавливала. (16)Осторожно, стараясь не утерять это чувство, Лосев подошёл к ней – перед ним был обыкновенный пейзаж с речкой, ивами и домом на берегу. (17)Название картины «У реки», написанное на латунной дощечке, ничего не говорило. (18)Лосев попробовал получше рассмотреть подробности дома и постройки. (19)Но вблизи, когда он наклонился к картине, пространство берега со всеми деталями стало распадаться на отдельные пятна, которые оказались выпуклыми мазками масляных красок со следами волосяной кисти. (20)Лосев попятился назад, и тогда, с какого-то отдаления, пятна слились, соединились в плотность воды, в серебристую зелень, появились стены дома, облупленная штукатурка... (21)Чем дальше он отходил, тем проступали подробнее крыша, выложенная медными листами с ярко-зелёными окислами, труба, флюгер... (22)Проверяя себя, Лосев стал возвращаться к картине, пока не толкнул девицу, которая стояла с блокнотом в руках. – (23)Картины не нюхать надо, а смотреть, – сказала она громко и сердито, не слушая его извинений. – (24)Ну конечно, смотреть, вот я и засмотрелся, – простодушно сказал он. – (25)Я плохо разбираюсь, может, вы поясните. – (26)Что именно? – сухо спросила девица. – (27)Тут написано «У реки». (28)А что за река? (29)Как её название? (30)Девица усмехнулась. – (31)Разве это имеет значение? – (32)Нет уж, вы позвольте, – поглядывая на картину и всё более беспокоясь, сказал Лосев. – (33)Очень даже имеет. (34)Мало ли рек. (35)Это же конкретно срисовано. – (36)Так не говорят: срисовано, – поучительно пояснила она. – (37)Это был большой мастер, а не ученик. (38)Для него натура являлась средством, вернее, поводом обобщить образ, – тут она стала произносить ещё какие-то слова, каждое из которых было Лосеву известно, но, складываясь в фразу, они почему-то теряли всякую понятность. – (39)Здорово вы разбираетесь. – (40)Лосев вздохнул, показывая восхищение. – (41)Всё же хорошо бы выяснить название. (42)Образ хоть и обобщённый, а местность-то можно ведь уточнить, как по-вашему? – (43)Вряд ли... (44)На картине, несомненно, был изображён старый дом семейства Кислых в его родном Лыкове: та же крыша, тот же флюгер, спуск к речке... (45)Из глубины картины к нему слабо донёсся голос матери: «Серге-ей!» (46)Счастье какое услышать снова певучий её голос. (47)А под ивой за корягой жили налимы, их можно было нащупать там и толкнуть рукой. (48)А на реке пахло брёвнами, дымком от шалашей плотогонов, пахло тиной и ряской, пахло осиной старое корыто, на котором они по очереди плавали по реке. (49)Запахи эти ожили, дохнули из глубины картины. (50)Запах горячих от солнца чугунных столбов, старого причала. (51)К Лосеву вернулся тот огромный мальчишеский мир, шелестела листва, была жива ещё мать. (52)Он ощутил на голове её маленькую жёсткую руку. (53)Было чудо, что художник поймал и заключил навечно в эту белую рамку его, Лосева, воспоминание – со всеми красками, запахами, теплотой. (По Д. А. Гранину) «Картина неизвестного художника пробудила детские воспоминания героя. Для того чтобы передать чувства Лосева, увидевшего на картине знакомый пейзаж, писатель использует различные художественные средства, среди которых троп ‒ (А)__________ (в предложении 49), приём ‒ (Б)__________ (предложения 47-48) и синтаксическое средство ‒ (В)__________ (в предложениях 5, 50, 53). Троп ‒ (Г)__________ («певучий голос» в предложении 46, «жёсткую руку» в предложении 52) ‒ помогает автору создать образ матери рассказчика». Список терминов: 1) анафора 2) вводные слова 3) метафора 4) фразеологизм 5) эпитет 6) ряды однородных членов 7) парцелляция 8) противопоставление 9) олицетворение

Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на его основе. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Выпишите цифры без пробелов и запятых. (1)На берегу Чуи мы увидели двух коров и несколько овец. (2)Они щипали траву. (3)Вокруг них ходила небольшая, с рыжими подпалинами лайка. (4)Пастуха не было видно. (5)– И не ищите, – сказал нам шофёр. –(6)Динка сама пасёт их. (7)– Как так? – удивились мы. (8)– А вот так. (9)Утром пригоняет их, а вечером ведёт домой. (10)Мы приехали к домику охотника, начало темнеть. (11)У ворот послышалось мычание. (12)Подошли коровы и овцы. (13)Сзади Динка, умнейшая собака непонятной породы. (14)Инженер, который ехал с нами, восхитился и стал торговать у хозяйки собаку. (15)Хозяйка долго не хотела продавать, но инженер уговорил её. (16)Он был очень доволен. (17)– Вот это собака, –– сказал он, – трудяга. (18)Не какая-нибудь болонка. (19)Делает дело, оправдывает своё место на земле. (20)Он не мог нахвалиться Динкой, до поздней ночи рассуждал о смысле собачьей жизни. (21)Осенью мы заехали к инженеру. (22)Он жил в дачном посёлке под Москвой. (23)На калитке висела дощечка: «Осторожно: во дворе злая собака». (24)Мы открыли калитку и пошли к дому. (25)Из будки выскочила чёрная, в рыжих подпалинах собака и залаяла на нас. (26)– Динка, Динка, – закричали мы. (27)Собака остановилась, внимательно посмотрела, вильнула хвостом и потащилась в будку. (28)Когда мы шли обратно, за заборами на разные голоса лаяли собаки. (29)Их было множество: овчарки, доги, дворняжки, и на каждой калитке висели жестянки о злых собаках. (По Д. А. Гранину) «Текст Д. А. Гранина отличается образностью и выразительностью. Для создания непринуждённости описываемой обстановки на берегу Чуи автор использует синтаксическое средство ‒ (А) __________ (предложения 5−9), включает и такое лексическое средство, как (Б) __________ («трудяга» в предложении 17, «делает дело» в предложении 19, «потащилась» в предложении 27). Рассказывая о том, как инженер выкупил лайку у хозяйки, автор использует приём ‒ (В) __________ (предложение 15). Для создания динамичности и образности повествования Д. А. Гранин применяет синтаксическое средство ‒ (Г) __________ (в предложениях 14, 20, 27)». Список терминов: 1) инверсия 2) гипербола 3) разговорные слова 4) метафора 5) ряды однородных членов 6) восклицательные предложения 7) диалог 8) лексический повтор 9) противопоставление

Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на его основе. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Выпишите цифры без пробелов и запятых. (1)Все последние дни Сотников был словно в прострации. (2)Чувствовал он себя скверно: обессилел без воды и пищи. (3)И он молча, в полузабытьи, сидел среди тесной толпы людей на колючей, сухой траве без особых мыслей в голове и, наверно, потому не сразу понял смысл лихорадочного шёпота рядом: «Хоть одного, а прикончу. Всё равно…» (4)Сотников осторожно повёл в сторону взглядом: тот самый его сосед-лейтенант незаметно для других доставал из-под грязных бинтов на ноге обыкновенный перочинный ножик, и в глазах его таилась такая решимость, что Сотников подумал: такого не удержишь. (5)Двое конвоиров, сойдясь вместе, прикуривали от зажигалки, один на коне чуть поодаль бдительно осматривал колонну. (6)Они ещё посидели на солнце, может, минут пятнадцать, пока с холма не послышалась какая-то команда, и немцы начали поднимать колонну. (7)Сотников уже знал, на что решился сосед, который сразу же начал забирать из колонны в сторону, поближе к конвоиру. (8)Конвоир этот был сильный, приземистый немец, как и все, с автоматом на груди, в тесном, пропотевшем под мышками кителе; из-под мокроватой с краёв суконной пилотки выбивался совсем не арийский − чёрный, почти смоляной чуб. (9)Немец торопливо докурил сигарету, сплюнул сквозь зубы и, по-видимому, намереваясь подогнать какого-то пленного, нетерпеливо ступил два шага к колонне. (10)В то же мгновение лейтенант, словно коршун, бросился на него сзади и по самый черенок вонзил нож в его загорелую шею. (11)Коротко крякнув, немец осел наземь, кто-то поодаль крикнул: «Полундра!» ‒ и несколько человек, будто их пружиной метнуло из колонны, бросились в поле. (12)Сотников тоже рванулся прочь. (13)Замешательство немцев длилось секунд пять, не больше, тотчас же в нескольких местах ударили очереди − первые пули прошли над его головой. (14)Но он бежал. (15)Кажется, никогда в жизни он не мчался с такой бешеной прытью, и в несколько широких прыжков взбежал на бугор с сосенками. (16)Пули уже густо и беспорядочно пронизывали сосновую чащу, со всех сторон его осыпало хвоей, а он всё мчал, не разбирая пути, как можно дальше, то и дело с радостным изумлением повторяя про себя: «Жив! Жив!» (По В. В. Быкову) «Текст В. В. Быкова посвящён теме Великой Отечественной войны. Автор образно и выразительно описывает сцену побега из немецкого плена, используя различные изобразительные средства: троп ‒ (А) __________ («бросился, словно коршун» в предложении 10, «бросились в поле, будто их пружиной метнуло из колонны» в предложении 11), лексическое средство ‒ (Б) __________ («скверно», «в полузабытьи», «прикончу» в предложении 3, «крякнув», «осел наземь» в предложении 11), синтаксическое средство ‒ (В) __________ (в предложениях 6, 15). Динамичность повествованию придаёт использование такого синтаксического средства, как (Г) __________ (в предложениях 9, 10)». Список терминов: 1) противопоставление 2) фразеологизм 3) сравнение 4) метафора 5) ряды однородных членов 6) вводные слова 7) цитирование 8) разговорная лексика 9) синонимы

Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на его основе. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Выпишите цифры без пробелов и запятых. «(1)Зачем я от времени зависеть буду? (2)Пускай же лучше оно зависит от меня». (3)Мне часто вспоминаются эти гордые слова Базарова. (4)Вот были люди! (5)Как они верили в себя! (6)А я, кажется, настоящим образом в одно только и верю – это именно в неодолимую силу времени. «(7)Зачем я от времени зависеть буду?» (8)Зачем? (9)Оно не отвечает; оно незаметно захватывает тебя и ведёт, куда хочет; хорошо, если твой путь лежит туда же, а если нет? (10)Сознавай тогда, что ты идёшь не по своей воле, протестуй всем своим существом, – оно всё-таки делает по-своему. (11)Я в таком положении и находился. (12)Время тяжёлое, глухое и сумрачное со всех сторон охватывало меня, и я со страхом видел, что оно посягает на самое для меня дорогое, посягает на моё миросозерцание, на всю мою душевную жизнь… (13)Гартман говорит, что «убеждения наши –– плод бессознательного, а умом мы к ним лишь подыскиваем более или менее подходящие основания»; я чувствовал, что там где-то, в этом неуловимом бессознательном, шла тайная, предательская, неведомая мне работа и что в один прекрасный день я вдруг окажусь во власти этого бессознательного. (14)Мысль эта наполняла меня ужасом: я слишком ясно видел, что правда, жизнь –– всё в моём миросозерцании, что, если я его потеряю, я потеряю всё. (15)То, что происходило кругом, лишь укрепляло меня в убеждении, что страх мой ненапрасен, что сила времени – сила страшная и не по плечу человеку. (16)Каким чудом могло случиться, что в такой короткий срок всё так изменилось? (17)Самые светлые имена вдруг потускнели, на смену старому поколению явилось новое, и не верилось: неужели эти – всего только младшие братья вчерашних? (18)В литературе медленно, но непрерывно шло общее заворачивание фронта, и шло вовсе не во имя каких-либо новых начал, – о нет! (19)Дело было очень ясно: это было лишь ренегатство1 – ренегатство общее, массовое и, что всего ужаснее, бессознательное. (20)Литература тщательно оплёвывала в прошлом всё светлое и сильное, но оплёвывала наивно, сама того не замечая, воображая, что поддерживает какие-то «заветы»; прежнее чистое знамя в её руках давно уже обратилось в грязную тряпку, а она с гордостью несла эту опозоренную ею святыню и звала к ней читателя; с мёртвым сердцем, без огня и без веры, говорила она что-то, чему никто не верил… (21)Я с пристальным вниманием следил за всеми этими переменами; обидно становилось за человека, так покорно и бессознательно идущего туда, куда его гонит время. (22)Но при этом я не мог не видеть и всей чудовищной уродливости моего собственного положения: отчаянно стараясь стать выше времени (как будто это возможно!), недоверчиво встречая всякое новое веяние, я обрекал себя на мёртвую неподвижность; мне грозила опасность обратиться в совершенно «обессмысленную щепку» когда-то «победоносного корабля». (23)Я путался всё больше в этом безвыходном противоречии, заглушая в душе горькое презрение к себе. (24)Я не бичую себя, потому что тогда непременно начнёшь лгать и преувеличивать; но в этом-то нужно сознаться, – что такое настроение мало способствует уважению к себе. (25)Заглянешь в душу, – так там холодно и темно, так гадко-жалок этот бессильный страх перед окружающим! (26)И кажется тебе, что никто никогда не переживал ничего подобного, что ты какой-то странный урод, выброшенный на свет теперешним странным, неопределённым временем… (27)Тяжело жить так. (28)Меня спасала только работа; а работы мне, как земскому врачу, было много, особенно в последний год, – работы тяжёлой и ответственной. (29)Этого мне и нужно было; всем существом отдаться делу, совершенно забывая свои страхи, – вот была моя цель, смысл жизни. (По В. В. Вересаеву) 1 Ренегатство ‒ отступничество. «В. В. Вересаев стремится выразить своё представление о жизни и человеке, вовлекая читателя в диалог. В этом писателю помогают приёмы – (А) __________ (в предложениях 7–10) и (Б) __________ (предложения 1–2, 13). Троп ‒ (В) __________ («время тяжёлое, глухое и сумрачное» в предложении 12; «чудовищной уродливости» в предложении 22, «бессильный страх» в предложении 25) и лексическое средство (Г) __________ («оплёвывала» в предложении 20, «бичую» в предложении 24, «гадко-жалок» в предложении 25, «урод», «теперешним» в предложении 26) – передают напряжённость мыслей автора, его неравнодушие к тому, что он описывает». Список терминов: 1) обращение 2) сравнение 3) вопросно-ответная форма изложения 4) синонимы 5) эпитет 6) разговорная и сниженная лексика 7) вводные слова 8) цитирование 9) парцелляция

Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на его основе. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка, выпишите цифры без пробелов и запятых. (1)Это случилось 28 мая. (2)После уроков мы с Санькой Большаковым пошли на речку. (3)Там, возле громадного валуна, похожего на закаменевшую мумию гигантского ящера, был совершён обряд. (4)Я поцарапал кожу на запястье, то же самое сделал Санька. (5)Мы приложились кровоточащими предплечьями друг к другу и громко сказали: «Ты мне брат». (6)Так мы с Санькой Большаковым стали братьями по крови. (7)Следующей весной я сманил всех одноклассников искать сокровища сарматов. (8)Про сарматов я прочитал в какой-то исторической книжке. (9)Поскольку много веков назад они кочевали где-то в наших местах, то я резонно предположил, что они, чтобы не таскаться со своим добром, могли закопать где-нибудь возле нашего села часть своей богатой добычи. (10)Мой рассказ заинтересовал всех мальчишек, и мы, вооружившись надеждой и лопатами, дружно пошли искать клад. (11)Но путь на холмы преграждала речушка. (12)На берегах, точно выброшенные штормом корабли, возвышались громадные льдины, а вода была нестерпимо холодной. (13)Все мои друзья речку как-то одолели, а у меня мужества не хватило. (14)Меня подбадривали, уговаривали, смеялись, кричали, запугивали тем, что найдут клад и не станут со мной делиться, но это испытание было выше моих сил. (15)Тогда Большаков вернулся за мной, посадил на плечи и, проваливаясь в холодную тину по грудь, хрипя от натуги, перешёл на тот берег. – (16)Большой, чего ты его таскаешь? (17)Он что, инвалид? – напустились на него одноклассники. – (18)Мы с ним братья по крови! – ответил тот. (19)Прошло двадцать четыре года. (20)Я торопился на юбилей нашего директора. (21)За мостом я увидел разбитую «пятёрку». (22)Слегка притормозил, чтобы понять, как можно было на ровном месте угодить в аварию. (23)Увидел водителя, присевшего на корточки возле смятого крыла. (24)Почему-то сразу узнал Большакова, хотя не видел его с самой школы. – (25)Санёк, привет! (26)Ты как это влетел? – (27)Тебя, наверное, Бог послал! (28)Вот ты мне как раз и поможешь! (29)Какая-то бабулька с узлами выскочила прямо перед самым носом.(30)Пришлось выруливать в заграждение. (31)Дотащишь? (32)Я покачал головой. – (33)Санёк, не могу! (34)У меня в машине сломан крюк для буксировки – буксировать нельзя. (35)Так что не обессудь… – (36)Да ничего! (37)Я товарищу позвоню – отгонит. (38)Ты-то как? – (39)Да кручусь, света не вижу. (40)Ты извини – опаздываю. – (41)Увидимся ещё! – (42)Удачи! (43)Я помчался на праздничный вечер. (44)Вернувшись домой, кутаясь в одеяло, я ещё раз вспомнил встречу с Большаковым. (45)Память унесла меня в детство, на берег речки, к серому мшистому валуну. (46)Совершая обряд, я боялся повредить руку, поэтому слегка царапнул по коже, и ранка скоро зажила. (47)Зато Большаков руку свою не жалел, и на его предплечье остался длинный пунцовый шрам. (48)На улице дул ветер, снег печально шелестел на стеклах, и этот тихий звук походил на слабый шёпот какого-то навсегда уходящего в небытие воспоминания. (По Е. А. Лаптеву) «Чтобы воссоздать реальную обстановку, автор использует такое лексическое средство, как (А)_______ (например, «таскаться», «от натуги»). Такое синтаксическое средство, как (Б)_______ (в предложении 12), и такой троп, как (В)_______ (например, «шёпот воспоминания»), придают рассказу художественную выразительность. Такой приём, как (Г)____ (предложения 46–47), обретает символический смысл и позволяет противопоставить разные жизненные позиции героев». Список терминов: 1) сравнительный оборот 2) ряды однородных членов 3) книжные слова 4) риторические восклицания 5) метафора 6) просторечные слова 7) анафора 8) противопоставление 9) парцелляция

Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на его основе. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка, выпишите цифры без пробелов и запятых. (1)Недавно прочитал в журнале статью своего коллеги. (2)Говоря о нашем обществе, о наших многочисленных проблемах, он порадовался, что нынешние россияне освободились от предрассудков, от ханжества, которое так мешало нам раньше. (3)Вот тут, мне кажется, нужно кое-что уточнить. (4)Что понимается под предрассудками? (5)Если понимать под предрассудками суеверия, ничем не оправданные предубеждения, то, конечно, такие предрассудки достойны осуждения. (6)И вот Пушкин пишет в письме Чаадаеву: «…я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; … как человек с предрассудками – я оскорблён…» (7)Но вряд ли он имеет в виду суеверия, чёрных кошек и «пережитки прошлого». (8)Предрассудки у него – это не нечто нелепое, отжившее. (9)В данном случае Пушкин говорит о том, что «включается» перед рассудком. (10)До него. (11)Раньше него. (12)О том, что живёт в сознании человека всегда, что составляет его эмоциональную и подсознательную память, что заложено в него прошлым, что не зависит от воли. (13)И что же это за предрассудки? (14)Да всё те же понятия допустимого и недопустимого, возможного и невозможного, справедливого и несправедливого, благородного и бесчестного. (15)Рассудочное, оценочное осмысление происходящего наступит потом, и кто знает, какими выводами и умозаключениями оно закончится. (16)Но предрассудок уже сработал, уже настроил человека определённым образом, и нельзя не принимать его во внимание. (17)Теперь о ханжестве. (18)В любом толковом словаре пишут, что ханжа – это «лицемер, прикрывающийся добродетельностью и набожностью». (19)Всё так, и ханжество – штука действительно неприятная, но… (20)Нам-то сегодня о ханжестве только мечтать можно! (21)Нам ещё до него добраться нужно! (22)Нам ещё дожить надо до времён, когда у нас чиновники и просто граждане смогут выговаривать нужные высокие слова, понимая их смысл. (23)Ханжа хоть и не всегда, но должен совершать действия в соответствии с теми высокими понятиями, которые его вынуждает провозглашать общественное мнение. (24)А вот ждать благородных дел и честных решений от человека, убеждённого, что благородных помыслов и честности не существует в природе, просто бесполезно. (25)Нет, с ханжой ещё можно ужиться, а вот с откровенным и принципиальным «сверхчеловеком», человеком без предрассудков… (26)На Западе разбогатевший человек обязательно занимается благотворительностью. (27)Не потому, что он такой святой. (28)А потому, что пусть попробует не заняться! (29)Нет, уголовно его преследовать не будут, а вот изгоем, не допускаемым в приличное общество, обязательно сделают. (30)Вот о чём речь. (31)Как нам ввести в нашу жизнь высокие понятия долга и чести, совести и служения народу. (32)Чтобы, борясь с ханжеством, не впасть в дикость. (По И. Серкову) «Публицист И. Серков, заинтересовавшись статьёй в журнале, размышляет о понятиях «предрассудок» и «ханжество». (А)__________ (предложения 13–14) – приём, который помогает автору вести разговор с читателем. Различные приёмы: (Б)_____ (предложения 6, 18), (В)_________ (предложения 21–22) – помогают осознать эрудированность автора, убедительность его доводов, полемический пафос текста в целом. А (Г)_________ (предложения 31–32) – приём, при помощи которого И. Серков подчёркивает главное, что его волнует в современном обществе». Список терминов: 1) парцелляция 2) градация 3) эпитет 4) цитирование 5) вопросно-ответная форма изложения 6) литота 7) анафора 8) противопоставление 9) гипербола

Вставьте на место пропусков соответствующие по смыслу слова.

Укажите, в каком городе правил князь Игорь.

Укажите, какие исторические события описаны в «Слове о полку Игореве».

Укажите, какие исторические события описаны в «Слове о полку Игореве».

Укажите, в каком городе правил князь Игорь.

Установите соответствие между характеристиками персонажей и образами "Слова..."

Вставьте на место пропусков соответствующие по смыслу слова.

С какой целью князь Игорь пошёл в поход на половцев? Укажите верный вариант.

Согласно теории «Трёх штилей» к «высокому штилю» относятся...

Укажите, кто не является представителем эпохи классицизма.

Выберите утверждение, НЕ характерное для оды эпохи классицизма.

Выберите признаки сентиментализма.

Укажите, что является высшей ценностью сентиментализма как литературного направления.

Укажите, как звали главного героя произведения «Бедная Лиза».

Выберите цитату из повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза".

Попробуй прямо сейчас!