Установите соответствие между названиями художественных произведений и жанрами литературы, к которым они относятся: для каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Установите соответствие между названиями и видами русских народных сказок: для каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Установите соответствие между фамилиями русских поэтов и писателей и названиями их произведений: для каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Как называется средство речевой выразительности, которое использует М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Листок», например, «ветка родимая», «жестокая буря», «чинара молодая», «райские птицы», «отчизна суровая», «листья изумрудные»? Ответ запишите, соблюдая орфографические нормы русского литературного языка.
Установите соответствие между названиями художественных произведений и жанрами литературы, к которым они относятся: для каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Укажите два верных утверждения, почему в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Листок» чинара не приютила листок. Листок Дубовый листок оторвался от ветки родимой И в степь укатился, жестокою бурей гонимый; Засох и увял он от холода, зноя и горя И вот, наконец, докатился до Чёрного моря. У Чёрного моря чинара стоит молодая; С ней шепчется ветер, зелёные ветви лаская; На ветвях зелёных качаются райские птицы; Поют они песни про славу морской царь-девицы. И странник прижался у корня чинары высокой; Приюта на время он молит с тоскою глубокой, И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый, До срока созрел я и вырос в отчизне суровой. Один и без цели по свету ношуся давно я, Засох я без тени, увял я без сна и покоя. Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных, Немало я знаю рассказов мудрёных и чудных». «На что мне тебя? — отвечает младая чинара, — Ты пылен и жёлт — и сынам моим свежим не пара. Ты много видал — да к чему мне твои небылицы? Мой слух утомили давно уж и райские птицы. Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю! Я солнцем любима, цвету для него и блистаю; По небу я ветви раскинула здесь на просторе, И корни мои умывает холодное море». 1841 г.
Установите соответствие между названиями и видами русских народных сказок: для каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите название малого жанра устного народного творчества, к которому относится данное произведение, в форме множественного числа, соблюдая орфографические нормы русского литературного языка. Коляда, коляда! Подавай пирога, Блин да лепёшку В заднее окошко! Новый год пришёл, Старый угнал, Себя показал! Ходи, народ, Солнышко встречать, Мороз прогонять!
Укажите, какое из устойчивых выражений, имеющих мифологическое происхождение, соответствует значению «бессмысленный, бесполезный труд».
Запишите через запятую фамилию автора и название его произведения, из которого взята цитата: «А если корень иссушится, — // Не станет дерева, ни вас». Внимание! Фамилию запишите с прописной буквы. Название произведения — с прописной буквы и без кавычек. В конце поставьте точку. Пример: Пушкин, Дубровский.
Укажите верное определение понятия «предание».
Укажите, в каком значении употребляется слово «навостриться» в басне И.А. Крылова «Осёл и Соловей». Осёл и Соловей Осёл увидел Соловья И говорит ему: «Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище. Хотел бы очень я Сам посудить, твоё услышав пенье, Велико ль подлинно твоё уменье?» Тут Соловей являть своё искусство стал: Защёлкал, засвистал На тысячу ладов, тянул, переливался; То нежно он ослабевал И томной вдалеке свирелью отдавался, То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался. Внимало всё тогда Любимцу и певцу Авроры: Затихли ветерки, замолкли птичек хоры, И прилегли стада. Чуть-чуть дыша, пастух им любовался И только иногда, Внимая Соловью, пастушке улыбался. Скончал певец. Осёл, уставясь в землю лбом: «Изрядно, говорит, сказать неложно, Тебя без скуки слушать можно; А жаль, что незнаком Ты с нашим петухом; Ещё б ты боле навострился, Когда бы у него немножко поучился». Услыша суд такой, мой бедный Соловей Вспорхнул и — полетел за тридевять полей. 1811 г.
Установите соответствие между фамилиями русских поэтов и писателей и названиями их произведений: для каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Укажите два верных утверждения, как в «Сказании о белгородском киселе» белгородцы победили печенегов.
Определите размер, которым написано стихотворение М.Ю. Лермонтова «Листок» (без указания количества стоп). Ответ запишите, соблюдая орфографические нормы русского литературного языка. Листок Дубовый листок оторвался от ветки родимой И в степь укатился, жестокою бурей гонимый; Засох и увял он от холода, зноя и горя И вот, наконец, докатился до Чёрного моря. У Чёрного моря чинара стоит молодая; С ней шепчется ветер, зелёные ветви лаская; На ветвях зелёных качаются райские птицы; Поют они песни про славу морской царь-девицы. И странник прижался у корня чинары высокой; Приюта на время он молит с тоскою глубокой, И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый, До срока созрел я и вырос в отчизне суровой. Один и без цели по свету ношуся давно я, Засох я без тени, увял я без сна и покоя. Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных, Немало я знаю рассказов мудрёных и чудных». «На что мне тебя? — отвечает младая чинара, — Ты пылен и жёлт — и сынам моим свежим не пара. Ты много видал — да к чему мне твои небылицы? Мой слух утомили давно уж и райские птицы. Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю! Я солнцем любима, цвету для него и блистаю; По небу я ветви раскинула здесь на просторе, И корни мои умывает холодное море». 1841 г.
Прочитайте финальную фразу Осла из басни И.А. Крылова «Осёл и Соловей» и выполните задание. Укажите три верных утверждения, в которых заключается мораль басни. Осёл и Соловей Осёл увидел Соловья И говорит ему: «Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище. Хотел бы очень я Сам посудить, твоё услышав пенье, Велико ль подлинно твоё уменье?» Тут Соловей являть своё искусство стал: Защёлкал, засвистал На тысячу ладов, тянул, переливался; То нежно он ослабевал И томной вдалеке свирелью отдавался, То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался. Внимало всё тогда Любимцу и певцу Авроры: Затихли ветерки, замолкли птичек хоры, И прилегли стада. Чуть-чуть дыша, пастух им любовался И только иногда, Внимая Соловью, пастушке улыбался. Скончал певец. Осёл, уставясь в землю лбом: «Изрядно, говорит, сказать неложно, Тебя без скуки слушать можно; А жаль, что незнаком Ты с нашим петухом; Ещё б ты боле навострился, Когда бы у него немножко поучился». Услыша суд такой, мой бедный Соловей Вспорхнул и — полетел за тридевять полей. 1811 г.