Прочитайте текст и выберите выводы, которые можно сделать на его основании. Рассматривая историю как непрерывное волновое движение, Тоффлер анализирует особенности грядущего мира, экономическим костяком которого станут, по его мнению, электроника и ЭВМ, космическое производство, использование глубин океана и биоиндустрия. Это и есть Третья волна, которая завершает аграрную (Первая волна) и промышленную (Вторая волна) революции. В своих работах Тоффлер исследует общественные изменения как прямой рефлекс технического прогресса. Он анализирует различные стороны общественной жизни, но при этом берет за доминанту преобразования в техносфере (к ней он относит энергетическую базу, производство и распределение). Но это вовсе не означает, будто американский теоретик отвлекается от изучения той роли, которую общество играет в развитии техники. Он много и пространно рассуждает о том, что техника должна соответствовать экологическим и социальным критериям. Можно согласиться с тем, что промышленная революция оказала разрушающее воздействие на большую семью, которая составляла единое производственное целое. Но так называемая нуклеарная семья (муж, жена, дети) стала доминировать совсем не потому, что она экономичнее, рентабельнее. На ее формирование повлияли многочисленные факторы – отделение трудовой жизни от семейной, рождение иерархической структуры власти, изменение ценностных ориентаций. Вот почему крайне рискованно при изучении общественных процессов исходить из техницистской логики. Следуя логике Тоффлера, можно утверждать, что при феодализме господствовали собственники одного ресурса – земли. При капитализме – собственники уже всех средств производства. При социализме бюрократия как целое стала коллективным собственником всей экономики. Тоффлер показывает, что в постиндустриальном обществе продолжает господствовать бюрократия. Но её власть ограничена. Во-первых, в самой экономике – частным и коллективным секторами. Во-вторых, сама бюрократия выступает не как единая структура, а разрозненно. В-третьих, группы бюрократии переплетаются, сращиваются с собственностью, причем в разной степени. Наконец, власть бюрократии реализуется в условиях особого типа демократии. Описывая особенности Второй волны, Тоффлер говорит о том, что во всех индустриальных обществах, как в капиталистических, так и в социалистических, в этот период выросла хорошо разработанная инфосфера – коммуникационные каналы, посредством которых индивидуальные и массовые сообщения могут распределяться столь же эффективно, как товары и сырье. Эта инфосфера переплелась с техно- и социосферами, которые она обслуживает, помогая интегрировать экономическое производство с поведением отдельных людей. (по Е. И. Фурс)
Кому из учeных принадлежит экспериментальное открытие электромагнитных волн? Выберите верный вариант ответа.
Магнит перемещают в пространстве (см. рисунок). Выберите все номера рисунков, где правильно указано направление вихревого электрического поля, порожденного магнитным полем постоянного магнита.
Согласно теории Дж. Максвелла, электрическое и магнитное поля взаимосвязаны. Выберите все верные утверждения.
Распределите по группам особенности волн.
Прочитайте текст о видах процессов получения наноматериалов и выполните задание. Технологический процесс получения наноматериалов включает в себя несколько ключевых этапов и методов, каждый из которых направлен на достижение определенных свойств и характеристик конечного продукта. Метод испарения и конденсации включает нагрев материала до испарения, после чего пары конденсируются в наночастицы. Размер частиц можно контролировать, изменяя условия процесса, такие как температура и давление. Механическое измельчение — процесс использования механических устройств, таких как мельницы, для уменьшения размера частиц до наноразмеров. Этот метод подходит для твердых материалов. Детонационная обработка — создание ударной волны, которая разрушает материал на наночастицы. Этот метод особенно эффективен для создания нанопорошков металлов. Электрический взрыв — процесс пропускания сильного электрического тока через материал, что приводит к его взрыву и образованию наночастиц. Химический синтез — метод использования химических реакций для создания наночастиц. Например, плазмохимический синтез, где материал подвергается воздействию плазмы, или лазерный синтез, где лазерное излучение используется для удаления материала с поверхности. Самораспространяющийся высокотемпературный синтез — процесс горения смеси порошков, приводящий к образованию наночастиц. Механохимический синтез — измельчение и смешивание материалов в специальных условиях, что способствует образованию наночастиц. Электрохимический синтез — использование электрохимических реакций для создания наночастиц. Осаждение из коллоидных растворов — образование наночастиц путем осаждения из раствора, содержащего коллоидные частицы. Криохимический синтез — замораживание раствора с последующим его сублимацией, что приводит к образованию наночастиц. Выбор метода зависит от требуемых свойств конечного продукта, таких как размер частиц, их форма, химический состав и структура. Распределите виды получения наноматериалов по соответствующим группам.