Прочитайте стихотворение и выполните задание. Вчерашний день, часу в шестом, Зашел я на Сенную; Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую. Ни звука из ее груди, Лишь бич свистал, играя... И Музе я сказал: «Гляди! Сестра твоя родная!» (Н. А. Некрасов, 1848 г.) Определите размер, которым написано стихотворение Н. А. Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом» (без указания количества стоп).
Прочитайте стихотворение и выполните задание. Вчерашний день, часу в шестом, Зашел я на Сенную; Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую. Ни звука из ее груди, Лишь бич свистал, играя... И Музе я сказал: «Гляди! Сестра твоя родная!» (Н. А. Некрасов, 1848 г.) Как называется созвучие концов стихотворных строк (шестом – кнутом; играя – родная)?
Прочитайте стихотворение и выполните задание. Вчерашний день, часу в шестом, Зашел я на Сенную; Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую. Ни звука из ее груди, Лишь бич свистал, играя... И Музе я сказал: «Гляди! Сестра твоя родная!» (Н. А. Некрасов, 1848 г.) Какой вид рифмовки (АВАВ) использует автор стихотворения «Вчерашний день, часу в шестом»? Внимание! Ввод учитывает букву Ё.
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задание. О письма женщины, нам милой! От вас восторгам нет числа, Но в будущем душе унылой Готовите вы больше зла. Когда погаснет пламя страсти Или послушаетесь вы Благоразумья строгой власти И чувству скажете: увы! Отдайте ей её посланья Иль не читайте их потом, А то нет хуже наказанья, Чем задним горевать числом. Начнёшь с усмешкою ленивой, Как бред невинный и пустой, А кончишь злобою ревнивой Или мучительной тоской... О ты, чьих писем много, много В моём портфеле берегу! Подчас на них гляжу я строго, Но бросить в печку не могу. Пускай мне время доказало, Что правды в них и проку мало, Как в праздном лепете детей. Но и теперь они мне милы – Поблёкшие цветы с могилы Погибшей юности моей! (Н.А. Некрасов, 1852) Назовите классический лирический жанр (грустное размышление о несовершенстве бытия), к которому относится данное стихотворение Н.А. Некрасова.
Укажите эпоху, которой принадлежит творчество Н.А. Некрасова.
Укажите название дебютного сборника стихов Н.А. Некрасова.
Запишите названия ДВУХ журналов, в издании которых Н.А. Некрасов принимал активное участие. Ответ запишите с прописной буквы, без кавычек, через запятую, в алфавитном порядке.
Укажите основоположников «натуральной школы».
Прочитайте стихотворение и выполните задание. Вчерашний день, часу в шестом, Зашёл я на Сенную; Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую. Ни звука из её груди, Лишь бич свистал, играя... И Музе я сказал: «Гляди! Сестра твоя родная!» 1848 г. Как называется созвучие концов стихотворных строк (шестом — кнутом; играя — родная)?
Прочитайте стихотворение и выполните задание. Вчерашний день, часу в шестом, Зашёл я на Сенную; Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую. Ни звука из её груди, Лишь бич свистал, играя... И Музе я сказал: «Гляди! Сестра твоя родная!» 1848 г. Какой вид рифмовки (АВАВ) использует автор стихотворения «Вчерашний день, часу в шестом»? Внимание! Ввод учитывает букву Ё.
Прочитайте стихотворение и выполните задание. Вчерашний день, часу в шестом, Зашёл я на Сенную; Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую. Ни звука из её груди, Лишь бич свистал, играя... И Музе я сказал: «Гляди! Сестра твоя родная!» 1848 г. Определите размер, которым написано стихотворение Н.А. Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом» (без указания количества стоп).
Прочитайте стихотворение и выполните задание. В дороге — Скучно! скучно!.. Ямщик удалой, Разгони чем-нибудь мою скуку! Песню, что ли, приятель, запой Про рекрутский набор и разлуку; Небылицей какой посмеши Или, что ты видал, расскажи — Буду, братец, за всё благодарен. — — «Самому мне невесело, барин: Сокрушила злодейка жена!.. Слышь ты, смолоду, сударь, она В барском доме была учена Вместе с барышней разным наукам, Понимаешь-ста, шить и вязать, На варгане играть и читать — Всем дворянским манерам и штукам. Одевалась не то, что у нас На селе сарафанницы наши, А, примерно представить, в атлас; Ела вдоволь и мёду и каши. Вид вальяжный имела такой, Хоть бы барыне, слышь ты, природной, И не то что наш брат крепостной, Тоись, сватался к ней благородный (Слышь, учитель-ста врезамшись был, Баит кучер, Иваныч Торопка), — Да, знать, счастья ей Бог не судил: Не нужна-ста в дворянстве холопка! Вышла замуж господская дочь, Да и в Питер… А справивши свадьбу, Сам-ат, слышь ты, вернулся в усадьбу, Захворал и на Троицу в ночь Отдал Богу господскую душу, Сиротинкой оставивши Грушу… Через месяц приехал зятёк — Перебрал по ревизии души И с запашки ссадил на оброк, А потом добрался и до Груши. Знать, она согрубила ему В чём-нибудь, али напросто тесно Вместе жить показалось в дому, Понимаешь-ста, нам неизвестно, — Воротил он её на село — Знай-де место своё ты, мужичка! Взвыла девка — крутенько пришло: Белоручка, вишь ты, белоличка! Как на грех, девятнадцатый год Мне в ту пору случись… посадили На тягло — да на ней и женили… Тоись, сколько я нажил хлопот! Вид такой, понимаешь, суровый… Ни косить, ни ходить за коровой!.. Грех сказать, чтоб ленива была, Да, вишь, дело в руках не спорилось! Как дрова или воду несла, Как на барщину шла — становилось Инда жалко подчас… да куды! — Не утешишь её и обновкой: То натёрли ей ногу коты, То, слышь, ей в сарафане неловко. При чужих и туда и сюда, А украдкой ревёт как шальная… Погубили её господа, А была бы бабёнка лихая! На какой-то патрет всё глядит Да читает какую-то книжку… Инда страх меня, слышь ты, щемит, Что погубит она и сынишку: Учит грамоте, моет, стрижёт, Словно барчонка, каждый день чешет, Бить не бьёт — бить и мне не даёт… Да недолго пострела потешит! Слышь, как щепка худа и бледна, Ходит, тоись, совсем через силу, В день двух ложек не съест толокна — Чай, свалим через месяц в могилу… А с чего?.. Видит Бог, не томил Я её безустанной работой… Одевал и кормил, без пути не бранил, Уважал, тоись, вот как, с охотой… А, слышь, бить — так почти не бивал, Разве только под пьяную руку…» — Ну, довольно, ямщик! Разогнал Ты мою неотвязную скуку!.. 1845 г. Ямщик рассказывает барину о своей жизни. Как называется развёрнутое высказывание одного героя?
Прочитайте стихотворение и выполните задание. В дороге — Скучно! скучно!.. Ямщик удалой, Разгони чем-нибудь мою скуку! Песню, что ли, приятель, запой Про рекрутский набор и разлуку; Небылицей какой посмеши Или, что ты видал, расскажи — Буду, братец, за всё благодарен. — — «Самому мне невесело, барин: Сокрушила злодейка жена!.. Слышь ты, смолоду, сударь, она В барском доме была учена Вместе с барышней разным наукам, Понимаешь-ста, шить и вязать, На варгане играть и читать — Всем дворянским манерам и штукам. Одевалась не то, что у нас На селе сарафанницы наши, А, примерно представить, в атлас; Ела вдоволь и мёду и каши. Вид вальяжный имела такой, Хоть бы барыне, слышь ты, природной, И не то что наш брат крепостной, Тоись, сватался к ней благородный (Слышь, учитель-ста врезамшись был, Баит кучер, Иваныч Торопка), — Да, знать, счастья ей Бог не судил: Не нужна-ста в дворянстве холопка! Вышла замуж господская дочь, Да и в Питер… А справивши свадьбу, Сам-ат, слышь ты, вернулся в усадьбу, Захворал и на Троицу в ночь Отдал Богу господскую душу, Сиротинкой оставивши Грушу… Через месяц приехал зятёк — Перебрал по ревизии души И с запашки ссадил на оброк, А потом добрался и до Груши. Знать, она согрубила ему В чём-нибудь, али напросто тесно Вместе жить показалось в дому, Понимаешь-ста, нам неизвестно, — Воротил он её на село — Знай-де место своё ты, мужичка! Взвыла девка — крутенько пришло: Белоручка, вишь ты, белоличка! Как на грех, девятнадцатый год Мне в ту пору случись… посадили На тягло — да на ней и женили… Тоись, сколько я нажил хлопот! Вид такой, понимаешь, суровый… Ни косить, ни ходить за коровой!.. Грех сказать, чтоб ленива была, Да, вишь, дело в руках не спорилось! Как дрова или воду несла, Как на барщину шла — становилось Инда жалко подчас… да куды! — Не утешишь её и обновкой: То натёрли ей ногу коты, То, слышь, ей в сарафане неловко. При чужих и туда и сюда, А украдкой ревёт как шальная… Погубили её господа, А была бы бабёнка лихая! На какой-то патрет всё глядит Да читает какую-то книжку… Инда страх меня, слышь ты, щемит, Что погубит она и сынишку: Учит грамоте, моет, стрижёт, Словно барчонка, каждый день чешет, Бить не бьёт — бить и мне не даёт… Да недолго пострела потешит! Слышь, как щепка худа и бледна, Ходит, тоись, совсем через силу, В день двух ложек не съест толокна — Чай, свалим через месяц в могилу… А с чего?.. Видит Бог, не томил Я её безустанной работой… Одевал и кормил, без пути не бранил, Уважал, тоись, вот как, с охотой… А, слышь, бить — так почти не бивал, Разве только под пьяную руку…» — Ну, довольно, ямщик! Разогнал Ты мою неотвязную скуку!.. 1845 г. В реплике барина, завершающей стихотворение, скрыта горькая усмешка, придающая фразе противоположный смысл. Как называется данный приём?
Прочитайте стихотворение и выполните задание. В дороге — Скучно! скучно!.. Ямщик удалой, Разгони чем-нибудь мою скуку! Песню, что ли, приятель, запой Про рекрутский набор и разлуку; Небылицей какой посмеши Или, что ты видал, расскажи — Буду, братец, за всё благодарен. — — «Самому мне невесело, барин: Сокрушила злодейка жена!.. Слышь ты, смолоду, сударь, она В барском доме была учена Вместе с барышней разным наукам, Понимаешь-ста, шить и вязать, На варгане играть и читать — Всем дворянским манерам и штукам. Одевалась не то, что у нас На селе сарафанницы наши, А, примерно представить, в атлас; Ела вдоволь и мёду и каши. Вид вальяжный имела такой, Хоть бы барыне, слышь ты, природной, И не то что наш брат крепостной, Тоись, сватался к ней благородный (Слышь, учитель-ста врезамшись был, Баит кучер, Иваныч Торопка), — Да, знать, счастья ей Бог не судил: Не нужна-ста в дворянстве холопка! Вышла замуж господская дочь, Да и в Питер… А справивши свадьбу, Сам-ат, слышь ты, вернулся в усадьбу, Захворал и на Троицу в ночь Отдал Богу господскую душу, Сиротинкой оставивши Грушу… Через месяц приехал зятёк — Перебрал по ревизии души И с запашки ссадил на оброк, А потом добрался и до Груши. Знать, она согрубила ему В чём-нибудь, али напросто тесно Вместе жить показалось в дому, Понимаешь-ста, нам неизвестно, — Воротил он её на село — Знай-де место своё ты, мужичка! Взвыла девка — крутенько пришло: Белоручка, вишь ты, белоличка! Как на грех, девятнадцатый год Мне в ту пору случись… посадили На тягло — да на ней и женили… Тоись, сколько я нажил хлопот! Вид такой, понимаешь, суровый… Ни косить, ни ходить за коровой!.. Грех сказать, чтоб ленива была, Да, вишь, дело в руках не спорилось! Как дрова или воду несла, Как на барщину шла — становилось Инда жалко подчас… да куды! — Не утешишь её и обновкой: То натёрли ей ногу коты, То, слышь, ей в сарафане неловко. При чужих и туда и сюда, А украдкой ревёт как шальная… Погубили её господа, А была бы бабёнка лихая! На какой-то патрет всё глядит Да читает какую-то книжку… Инда страх меня, слышь ты, щемит, Что погубит она и сынишку: Учит грамоте, моет, стрижёт, Словно барчонка, каждый день чешет, Бить не бьёт — бить и мне не даёт… Да недолго пострела потешит! Слышь, как щепка худа и бледна, Ходит, тоись, совсем через силу, В день двух ложек не съест толокна — Чай, свалим через месяц в могилу… А с чего?.. Видит Бог, не томил Я её безустанной работой… Одевал и кормил, без пути не бранил, Уважал, тоись, вот как, с охотой… А, слышь, бить — так почти не бивал, Разве только под пьяную руку…» — Ну, довольно, ямщик! Разогнал Ты мою неотвязную скуку!.. 1845 г. Укажите название данной стилистической фигуры: То натёрли ей ногу коты, То, слышь, ей в сарафане неловко…
Прочитайте стихотворение и выполните задание. В дороге — Скучно! скучно!.. Ямщик удалой, Разгони чем-нибудь мою скуку! Песню, что ли, приятель, запой Про рекрутский набор и разлуку; Небылицей какой посмеши Или, что ты видал, расскажи — Буду, братец, за всё благодарен. — — «Самому мне невесело, барин: Сокрушила злодейка жена!.. Слышь ты, смолоду, сударь, она В барском доме была учена Вместе с барышней разным наукам, Понимаешь-ста, шить и вязать, На варгане играть и читать — Всем дворянским манерам и штукам. Одевалась не то, что у нас На селе сарафанницы наши, А, примерно представить, в атлас; Ела вдоволь и мёду и каши. Вид вальяжный имела такой, Хоть бы барыне, слышь ты, природной, И не то что наш брат крепостной, Тоись, сватался к ней благородный (Слышь, учитель-ста врезамшись был, Баит кучер, Иваныч Торопка), — Да, знать, счастья ей Бог не судил: Не нужна-ста в дворянстве холопка! Вышла замуж господская дочь, Да и в Питер… А справивши свадьбу, Сам-ат, слышь ты, вернулся в усадьбу, Захворал и на Троицу в ночь Отдал Богу господскую душу, Сиротинкой оставивши Грушу… Через месяц приехал зятёк — Перебрал по ревизии души И с запашки ссадил на оброк, А потом добрался и до Груши. Знать, она согрубила ему В чём-нибудь, али напросто тесно Вместе жить показалось в дому, Понимаешь-ста, нам неизвестно, — Воротил он её на село — Знай-де место своё ты, мужичка! Взвыла девка — крутенько пришло: Белоручка, вишь ты, белоличка! Как на грех, девятнадцатый год Мне в ту пору случись… посадили На тягло — да на ней и женили… Тоись, сколько я нажил хлопот! Вид такой, понимаешь, суровый… Ни косить, ни ходить за коровой!.. Грех сказать, чтоб ленива была, Да, вишь, дело в руках не спорилось! Как дрова или воду несла, Как на барщину шла — становилось Инда жалко подчас… да куды! — Не утешишь её и обновкой: То натёрли ей ногу коты, То, слышь, ей в сарафане неловко. При чужих и туда и сюда, А украдкой ревёт как шальная… Погубили её господа, А была бы бабёнка лихая! На какой-то патрет всё глядит Да читает какую-то книжку… Инда страх меня, слышь ты, щемит, Что погубит она и сынишку: Учит грамоте, моет, стрижёт, Словно барчонка, каждый день чешет, Бить не бьёт — бить и мне не даёт… Да недолго пострела потешит! Слышь, как щепка худа и бледна, Ходит, тоись, совсем через силу, В день двух ложек не съест толокна — Чай, свалим через месяц в могилу… А с чего?.. Видит Бог, не томил Я её безустанной работой… Одевал и кормил, без пути не бранил, Уважал, тоись, вот как, с охотой… А, слышь, бить — так почти не бивал, Разве только под пьяную руку…» — Ну, довольно, ямщик! Разогнал Ты мою неотвязную скуку!.. 1845 г. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном стихотворении. Запишите их номера в порядке возрастания без пробелов, запятых и других дополнительных символов. 1) гротеск 2) инверсия 3) сравнение 4) эпитет 5) олицетворение
Прочитайте фрагмент из стихотворения Н.А. Некрасова «Поэт и гражданин» и выполните задание. Гражданин Нет, ты не Пушкин. Но покуда, Не видно солнца ниоткуда, С твоим талантом стыдно спать; Ещё стыдней в годину горя Красу долин, небес и моря И ласку милой воспевать... Гроза молчит, с волной бездонной В сияньи спорят небеса, И ветер ласковый и сонный Едва колеблет паруса, — Корабль бежит красиво, стройно, И сердце путников спокойно, Как будто вместо корабля Под ними твёрдая земля. Но гром ударил; буря стонет, И снасти рвёт, и мачту клонит, — Не время в шахматы играть, Не время песни распевать! Вот пёс — и тот опасность знает И бешено на ветер лает: Ему другого дела нет... А ты что делал бы, поэт? Ужель в каюте отдаленной Ты стал бы лирой вдохновенной Ленивцев уши услаждать И бури грохот заглушать? Пускай ты верен назначенью, Но легче ль родине твоей, Где каждый предан поклоненью Единой личности своей? Наперечёт сердца благие, Которым родина свята. Бог помочь им!.. а остальные? Их цель мелка, их жизнь пуста. Одни — стяжатели и воры, Другие — сладкие певцы, А третьи... третьи — мудрецы: Их назначенье — разговоры. Свою особу оградя, Они бездействуют, твердя: «Неисправимо наше племя, Мы даром гибнуть не хотим, Мы ждём: авось поможет время, И горды тем, что не вредим!». Хитро скрывает ум надменный Себялюбивые мечты, Но... брат мой! кто бы ни был ты, Не верь сей логике презренной! Страшись их участь разделить, Богатых словом, делом бедных, И не иди во стан безвредных, Когда полезным можешь быть! Не может сын глядеть спокойно На горе матери родной, Не будет гражданин достойный К отчизне холоден душой… 1856 г. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в приведённом фрагменте стихотворения. Запишите их номера в порядке возрастания без пробелов, запятых и других дополнительных символов. 1) неологизм 2) антитеза 3) эпитет 4) олицетворение 5) гротеск
Прочитайте стихотворение и выполните задание. Если пасмурен день, если ночь не светла, Если ветер осенний бушует, Над душой воцаряется мгла, Ум, бездействуя, вяло тоскует. Только сном и возможно помочь, Но, к несчастью, не всякому спится… Слава богу! морозная ночь — Я сегодня не буду томиться. По широкому полю иду, Раздаются шаги мои звонко, Разбудил я гусей на пруду, Я со стога спугнул ястребёнка, Как он вздрогнул! как крылья развил! Как взмахнул ими сильно и плавно! Долго, долго за ним я следил, Я невольно сказал ему: славно! Чу! стучит проезжающий воз, Дёготьком потянуло с дороги… Обоняние тонко в мороз, Мысли свежи, выносливы ноги. Отдаёшься невольно во власть Окружающей бодрой природы; Сила юности, мужество, страсть И великое чувство свободы Наполняют ожившую грудь; Жаждой дела душа закипает, Вспоминается пройденный путь, Совесть песню свою запевает… 1862 г. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в приведённом фрагменте стихотворения. Запишите их номера в порядке возрастания без пробелов, запятых и других дополнительных символов. 1) олицетворение 2) неологизм 3) эпитет 4) гротеск 5) метафора
Прочитайте стихотворение и выполните задание. Умру я скоро. Жалкое наследство, О родина! оставлю я тебе. Под гнётом роковым провёл я детство И молодость — в мучительной борьбе. Недолгая нас буря укрепляет, Хоть ею мы мгновенно смущены, Но долгая — навеки поселяет В душе привычки робкой тишины. На мне года гнетущих впечатлений Оставили неизгладимый след. Как мало знал свободных вдохновений, О родина! печальный твой поэт! Каких преград не встретил мимоходом С своей угрюмой Музой на пути?.. За каплю крови, общую с народом, И малый труд в заслугу мне сочти! 1867 г. Укажите термин, которым обозначают стилистический приём, основанный на повторении одинаковых согласных звуков в строке («Умру я скоро. Жалкое наследство»).
Прочитайте стихотворение и выполните задание. О письма женщины, нам милой! От вас восторгам нет числа, Но в будущем душе унылой Готовите вы больше зла. Когда погаснет пламя страсти Или послушаетесь вы Благоразумья строгой власти И чувству скажете: увы! Отдайте ей её посланья Иль не читайте их потом, А то нет хуже наказанья, Чем задним горевать числом. Начнёшь с усмешкою ленивой, Как бред невинный и пустой, А кончишь злобою ревнивой Или мучительной тоской... О ты, чьих писем много, много В моём портфеле берегу! Подчас на них гляжу я строго, Но бросить в печку не могу. Пускай мне время доказало, Что правды в них и проку мало, Как в праздном лепете детей. Но и теперь они мне милы — Поблёкшие цветы с могилы Погибшей юности моей! 1852 г. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом во второй строфе данного стихотворения. Запишите их номера в порядке возрастания без пробелов, запятых и других дополнительных символов. 1) неологизм 2) повтор 3) риторическое восклицание 4) гипербола 5) сравнение
Прочитайте стихотворение и выполните задание. О письма женщины, нам милой! От вас восторгам нет числа, Но в будущем душе унылой Готовите вы больше зла. Когда погаснет пламя страсти Или послушаетесь вы Благоразумья строгой власти И чувству скажете: увы! Отдайте ей её посланья Иль не читайте их потом, А то нет хуже наказанья, Чем задним горевать числом. Начнёшь с усмешкою ленивой, Как бред невинный и пустой, А кончишь злобою ревнивой Или мучительной тоской... О ты, чьих писем много, много В моём портфеле берегу! Подчас на них гляжу я строго, Но бросить в печку не могу. Пускай мне время доказало, Что правды в них и проку мало, Как в праздном лепете детей. Но и теперь они мне милы — Поблёкшие цветы с могилы Погибшей юности моей! 1852 г. Назовите классический лирический жанр (грустное размышление о несовершенстве бытия), к которому относится данное стихотворение Н.А. Некрасова.
Распределите стихотворения Н.А. Некрасова по тематическим группам.
Какого литературного критика, публициста Н.А. Некрасов считал своим учителем? Запишите фамилию, соблюдая нормы языка.
Каких взглядов придерживался Н.А. Некрасов?
Выберите ТРИ утверждения, которые соответствуют художественным особенностям произведений Н.А. Некрасова. Запишите их номера в порядке возрастания без пробелов, запятых и других дополнительных символов. 1. В лирике Н.А. Некрасова 1860-х годов тема трудового богатырства — одна из ведущих. 2. «Кому на Руси жить хорошо» — поэма-путешествие, в которой одна из ключевых сцен — выбор пути. 3. В поэме «Мороз, Красный нос» Н.А. Некрасов прославляет русскую женщину. 4. Героини поэмы «Русские женщины» — крестьянки. 5. Поэма Н.А. Некрасова «Саша» переплетается с евангельской притчей о сеятеле. В роли сеятеля выступает Агарин, а посеву уподобляется просвещение.
Установите соответствие между героем поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и его характеристикой.
Определите жанр произведения Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
О каком герое идёт речь в данных строках: Да старый старичок: Худой! как зайцы зимние, Весь бел, и шапка белая, Высокая, с околышем Из красного сукна. Нос клювом, как у ястреба, Усы седые, длинные, И — разные глаза: Один здоровый — светится. А левый — мутный, пасмурный, Как оловянный грош!
Какой смысл вкладывает Оболт-Оболдуев в понятие «счастье»? Укажите правильные ответы.
Укажите ВСЕ верные утверждения.