Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на его основе. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Выпишите цифры без пробелов и запятых. (1)Родина ‒ место, где я родился и вырос... (2)Всю жизнь свою несу её в душе, люблю её, жив ею, она придаёт мне силы, когда случается трудно... (3)Непросто понять, но как где скажут «Алтай», так вздрогнешь, сердце лизнёт до боли мгновенное горячее чувство. (4)Дороже у меня ничего нет. (5)Когда я хочу точно представить, что же особенно прочно запомнил из той жизни, которую прожил на родине в те свои годы, когда память наша особенно цепкая, обладает способностью долго удерживать то, что её поразило, могу сказать: я запомнил образ русского крестьянства, нравственный уклад этой жизни, больше того, у меня с годами окрепло убеждение, что он, этот уклад, прекрасен, начиная с языка, с жилья. (6)В доме деда была непринуждённость, была свобода полная. (7)Я хочу быть правдивым перед собой до конца, поэтому повторяю: нигде больше не видел такой ясной, простой, законченной целесообразности, как в жилище деда-крестьянина, таких естественных, правдивых, добрых, в сущности, отношений между людьми. (8)Я помню, что там говорили правильным, свободным, правдивым языком, сильным, точным, там жила шутка, песня по праздникам, там много, очень много работали... (9)Собственно, вокруг работы и вращалась вся жизнь. (10)Она начиналась рано утром и затихала поздно вечером, но она как-то не угнетала людей, не озлобляла ‒ с ней засыпали, с ней просыпались. (11)Никто не хвастался сделанным, никого не оскорбляли за промах, но ‒ учили... (12)Думаю, что от такого устройства мира и самоощущения в нём очень близко к самым высоким понятиям о чести, достоинстве и прочих мерилах нравственного роста человека. (13)Неужели в том только и беда, что слов этих «честь», «достоинство» там не знали? (14)Но там знали всё, чем жив и крепок человек и чем он нищий: ложь есть ложь, корысть есть корысть, праздность и суесловие... (15)Ни в чём там не заблуждались: больше того, мало-мальски заметные недостатки в человеке, ещё в маленьком, губились на корню. (16)Если в человечке обнаруживалась склонность к лени, то она никак не выгораживалась, не объяснялась никакими редкими способностями ребенка ‒ она была просто ленью, потому высмеивалась, истреблялась. (17)Зазнайство, хитрость, завистливость ‒ всё было на виду в людях, никак нельзя было спрятаться ни за слово, ни за фокусы. (18)Я не стремлюсь здесь кого-то обмануть или себя, например, обмануть: нарисовать зачем-то картину жизни идеальной; нет, она, конечно, была далеко не идеальная, но коренное русло жизни всегда оставалось ‒ это правда, справедливость. (19)И даже очень и очень развитое чувство, здесь нет сомнений. (20)Только с чувством правды и справедливости люди живут значительно. (21)Этот кровный закон ‒ следование правде ‒ вселяет в человека уверенность и ценность его пребывания здесь. (22)Родина... (23)Я живу с чувством, что когда-нибудь я вернусь на родину навсегда. (24)Может быть, мне это нужно, чтобы постоянно ощущать в себе житейский «запас прочности» всегда есть куда вернуться, если станет невмоготу. (25)И какая-то огромная мощь чудится мне там, на родине, какая-то животворная сила, которой надо коснуться, чтобы обрести утраченный напор в крови. (26)Видно, та жизнеспособность, та стойкость духа, какую принесли туда наши предки, живёт там с людьми и поныне, и не зря верится, что родной воздух, родная речь, песня, знакомая с детства, ласковое слово матери врачуют душу. (27)Родина...(28)Почему же живёт в сердце мысль, что когда-то я останусь там навсегда. (29) Может, потому, что она и живёт постоянно в сердце, и образ её светлый погаснет со мной вместе. (30)Видно, так. (31)Благослови тебя, моя родина, труд и разум человеческий! (32)Будь счастлива! (33)Будешь ты счастлива, и я буду счастлив. (По В. М. Шукшину) Текст В. М. Шукшина пронизан любовью к своей малой родине. Тропы: (А)_______ («сердце лизнёт до боли чувство» в предложении 3, «обрести утраченный напор в крови» в предложении 25) и (Б)_______ («горячее чувство» в предложении 3, «животворящая сила» в предложении 25, «образ её светлый» в предложении 29) ‒ помогают писателю выразить это чувство, придают повествованию эмоциональность. Чтобы быть убедительным, использует разнообразные синтаксические средства, среди которых (В)_______ (предложения 31, 32) и (Г)_______ (в предложениях 12, 17)». Список терминов: 1) вводные слова и конструкции 2) фразеологизм 3) эпитет 4) разговорная лексика 5) восклицательные предложения 6) метафора 7) инверсия 8) анафора 9) ряды однородных членов предложения

Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на его основе. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Выпишите цифры без пробелов и запятых. (1)Волнующая это вещь – ощутить великую этику, давшую миру бессмертных героев, в поведении и образе мышления окружающих нас сегодня «обыкновенных» людей. (2)Но чтобы почувствовать это, нужны усилия мысли и сердца: в потоке дней, в повторяющихся мелочах иногда утрачивается ощущение социальной объёмности жизни, начинаешь воспринимать её не стереоскопически, а в совершенно искусственном, механическом делении на «будничное сегодня» и «легендарное позавчера». (3)В «будничном сегодня» живёт будто бы ничем не замечательный человек: сослуживец, попутчик, сосед по даче, а в «легендарном позавчера» жили Томас Мор, Кампанелла, декабристы, герои революции. (4)И та минута, когда в «обыкновенном» современнике узнаёшь черты легендарного героя, даёт урок мудрости. (5)Для Радищева высшая радость, как известно, состояла в том, чтобы «соучастником быть во благоденствие себе подобных». (6)И вот эти самые, казалось бы, музейно-величавые слова я услышал однажды от детского хирурга, доктора медицинских наук В. И. Францева, и относились они не к легендарной, отдалённой от нас столетиями личности, а к рабочему-лекальщику Сергею Степановичу Павлову. (7)Он создал уникальный хирургический инструмент, помогающий при операциях на сердце, – инструмент, который до этого хорошо делали только в Англии, где мы и покупали его. (8)Размеры инструмента, его суть Павлов узнал от инженера, сына которого оперировали в одной из московских клиник. (9)Павлов работал над инструментом вечерами и по выходным дням в течение ряда лет. (10)Когда с ним заговорили о денежном вознаграждении, ибо ценность его работы измерялась не только исцелёнными жизнями, но и сэкономленным государству золотом, Павлов ответил: «Лучше покажите мне двух человек, которым помог мой инструмент». (11)Именно эти его слова, напомнив «музейную» фразу Радищева, сообщали событию легендарное освещение, открывали ту объёмность видения, без которой событие это философски непонятно. (12)Творческая ли личность Павлов? (13)Вопрос риторический! (14)А вот человек, ничего удивительного, яркого не создавший, «самый-самый обыкновенный», – ну, обыкновеннее не бывает! – творческая ли он личность? (15)Ответить на это сложнее. (16)Что такое творчество? (17)Самый распространённый ответ: творчество – это рождение чудесной новизны, появление новых великих художественных и материальных ценностей, которые украшают мир. (18)Именно так отвечают и многие философы, и большинство «обыкновенных» людей, нефилософов, задумывающихся над собственной жизнью, над тем, что они могут дать миру. (19)А между тем в этом ответе есть глубочайшее заблуждение. (20)Оно станет понятным, если вообразить трёхмиллиардное человечество разделённым на две неравные части: небольшую – избранных людей, одарённых Божьей искрой, обладающих большими, яркими талантами, которые действительно украшают мир, радуют нас книгами, симфониями, научными открытиями. (21)И рядом – его большая часть, состоящая из «обыкновенных», «рядовых» людей. (22)Им будто бы и не дано рождать ту самую чудесную новизну, которая сопряжена у нас с самим пониманием творчества. (23)Однако слова «творческая личность» по существу тавтология. (24)Если личность – то непременно творческая! (25)Творчество возможно и в самой скромной, самой будничной форме. (26)Это может быть слово, это может быть улыбка, которая несёт кому-то радость. (27)Я думаю, что и домашняя хозяйка, которая сообщила дому какой-то обаятельный уклад, – она тоже творец. (28)И водитель автобуса, который, видя, что в машине много старых людей, ведёт её особенно бережно, – и он творец. (29)И учитель, который входит в класс с такой глубокой готовностью передать лучшее, что у него есть за душой, детям, что они это ощущают как бы растворённым в воздухе, – он творец, несомненно… (30)Людей бездарных – без дара – не бывает. (31)Личностями, как и поэтами, не рождаются. (32)Ими делаются, как ораторами и солдатами. (33)А точнее, и рождаются, и делаются. (По Е. М. Богату) «Чтобы дать наиболее полное определение понятию «творчество», Е. М. Богат использует приёмы: (А) __________ (в предложениях 16, 17) и (Б) __________ (в предложениях 31–32), которые передают авторское отношение к творческой личности. Лексическое средство выразительности – (В) __________ («будничное сегодня» ‒ «легендарное позавчера» в предложениях 2, 3) привлекает внимание читателя к проблеме того, как ощутить великую эпоху. Включает автор в текст и синтаксическое средство выразительности ‒ (Г) __________ (в предложениях 5, 10)». 1) вставная конструкция 2) эпитет 3) противопоставление 4) цитирование 5) вопросно-ответная форма изложения 6) ряды однородных членов предложения 7) риторическое обращение 8) антонимы 9) лексический повтор

Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на его основе. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Выпишите цифры без пробелов и запятых. (1)После встречи в поезде с художником я приехал в Ленинград. (2)Снова открылись передо мной торжественные ансамбли его площадей и пропорциональных зданий. (3)Я подолгу всматривался в них, стараясь разгадать их архитектурную тайну. (4)Она заключалась в том, что эти здания производили впечатление величия, на самом же деле они были невелики. (5)Одна из самых замечательных построек – здание Главного штаба, вытянутое плавной дугой против Зимнего дворца, – по своей высоте не превышает четырёхэтажного дома. (6)А между тем оно гораздо величественнее любого современного высотного дома. (7)Разгадка была простая. (8)Величественность зданий зависела от их соразмерности, гармонических пропорций и от небольшого числа украшений: оконных наличников, барельефов. (9)Всматриваясь в эти здания, понимаешь, что хороший вкус – это прежде всего чувство меры. (10)Я уверен, что эти же законы соразмерности частей, отсутствия всего лишнего, простоты, при которой видна и доставляет истинное наслаждение каждая линия, – всё это имеет некоторое отношение и к прозе. (11)Писатель, полюбивший совершенство классических архитектурных форм, не допустит в своей прозе тяжеловесной и неуклюжей композиции. (12)Он будет добиваться соразмерности частей и строгости словесного рисунка. (13)Композиция прозаической вещи должна быть доведена до такого состояния, чтобы нельзя было ничего выбросить и ничего прибавить без того, чтобы не нарушились смысл повествования и закономерное течение событий. (По К. Г. Паустовскому) «К. Г. Паустовский достаточно образно сравнивает прозу с архитектурой. С этой целью автор включает в текст троп ‒ (А) __________ («тяжеловесной и неуклюжей композиции» в предложении 11), лексическое средство выразительности ‒ (Б) __________ («торжественные ассамблеи» в предложении 2, «впечатление величия» в предложении 4, «величественность зданий» в предложении 8, «наслаждение» в предложении 10), синтаксическое средство ‒ (В) __________ (в предложениях 2, 11, 12). Описывая здание Главного штаба, К. Г. Паустовский использует приём ‒ (Г) __________ (предложения 5‒6)». Список терминов: 1) метафора 2) ряды однородных членов 3) эпитет 4) термины 5) книжная лексика 6) противопоставление 7) инверсия 8) вопросительные предложения 9) сравнение

Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на его основе. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Выпишите цифры без пробелов и запятых. (1)Однажды, много лет назад, я разговорилась со знакомым программистом и среди прочих реплик помню его фразу о том, что изобретена некая гениальная штука, благодаря которой все знания человечества станут доступны любому субъекту, ‒ Всемирная информационная сеть. (2)‒ Это восхитительно, ‒ вежливо отозвалась я, всегда скучнеющая на слове «человечество» и ненавидящая слово «индивидуум». (3)‒ Представьте, ‒ продолжал он, ‒ что для диссертации о производстве глиняной посуды у этрусков, например, уже не нужно копаться в архивах, а достаточно набрать определённый код, и на экране вашего компьютера появится всё, что требуется для работы. (4)‒ А вот это ‒ прекрасно! ‒ воскликнула я. (5)Он между тем продолжал: (6)‒ Перед человечеством открываются неслыханные возможности ‒ в науке, в искусстве, в политике. (7)Каждый сможет донести своё слово до сведения миллионов. (8)В то же время любой человек, ‒ добавил он, ‒ станет гораздо более доступен спецслужбам и не защищён от разного рода злоумышленников, особенно когда возникнут сотни тысяч интернет-сообществ. (9)‒ Но это ужасно… ‒ задумалась я. (10)Прошло много лет, а я отлично помню этот разговор. (11)И сегодня, сменив добрый десяток компьютеров, переписываясь ‒ под аккомпанемент клавиатуры ‒ с сотнями корреспондентов, прогоняя очередной запрос из Гугла в Яндекс и мысленно благословляя великое изобретение, я так и не могу однозначно ответить себе: Интернет ‒ «прекрасно» это или «ужасно»? (12)Томас Манн писал: «…Где ты, там и мир ‒ узкий круг, в котором живёшь, познаёшь и действуешь; остальное ‒ туман…» (13)Интернет ‒ во благо или во зло ‒ рассеял туман, врубив свои беспощадные прожектора, пронизывающие режущим светом до мельчайшей песчинки страны и континенты, а заодно и хрупкую человеческую душу. (14)И что, кстати, стряслось за последние лет двадцать с этой пресловутой душой, перед которой открылись ослепительные возможности для самовыражения? (15)Интернет для меня третий перелом в истории человеческой культуры ‒ после появления языка и изобретения книги. (16)В Древней Греции оратора, выступавшего на площади в Афинах, слышали не более двадцати тысяч человек. (17)Это был звуковой предел общения: география языка ‒ это племя. (18)Потом пришла книга, которая расширила круг общения до географии страны. (19)С изобретением Всемирной сети возник новый этап существования человека в пространстве: география Интернета ‒ земной шар! (По Д. И. Рубиной) «Д. И. Рубина пытается ответить на вопрос: Интернет ‒ это благо или зло? Речь автора образна и эмоциональна. Для выражения своих мыслей Д. И. Рубина использует такие средства выразительности, как троп ‒ (А) __________ («неслыханные возможности» в предложении 6, «хрупкую человеческую душу» в предложении 13, «ослепительные возможности» в предложении 14), синтаксические средства: (Б) __________ (предложения 11, 14) и (В) __________ (предложение 12). Включает в текст автор и такую форму речи, как (Г) __________ (предложения 2‒9)». Список терминов: 1) диалог 2) метафора 3) вопросно-ответная форма изложения 4) эпитет 5) восклицательные предложения 6) вводные слова 7) вопросительные предложения 8) цитирование 9) фразеологизм

Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на его основе. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Выпишите цифры без пробелов и запятых. (1)Дело художника – выразить своё ви́дение мира, и другой цели искусство не имеет. (2)Но таков таинственный закон искусства, что ви́дение вовне выражается тем гармоничнее, чем оно само в себе своеобразнее и глубже. (3)Здесь, в отличие от мира вещественного, внешняя прелесть есть безошибочный признак внутренней правды и силы. (4)Пленительность искусства – та гладкая, блестящая, переливающаяся всеми цветами радуги ледяная кора, которою как бы остужает огненная лава художнической души, соприкасаясь с наружным воздухом, с явью. (5)Ясно только одно: чем сильнее кипение, тем ярче и радужнее форма. (6)Эта внешняя пленительность искусства необыкновенно важна: она играет в духовном мире ту же роль, какую в растительном мире играет яркая окраска цветка, манящая насекомых, которым предназначено разносить цветочную пыльцу. (7)Певучесть формы привлекает инстинктивное внимание людей. (8)Ещё не зная, какая ценность скрыта в художественном создании, люди безотчётно влекутся к нему и воспринимают его ради его внешних чар. (9)Но вместе с тем блестящая ледяная кора скрывает от них глубину, делает её недоступной; в этом – мудрая хитрость природы. (10)Красота – приманка, но красота – и преграда. (11)Прекрасная форма искусства всех манит явным соблазном, чтобы весь народ сбегался глядеть; и поистине красота никого не обманет. (12)Но слабое внимание она поглощает целиком, для слабого взора она непрозрачна: он осуждён тешиться ею одной, – и разве это малая награда? (13)Лишь взор напряжённый и острый проникает в неё и видит глубины тем глубже, чем сам он острей. (По М. О. Гершензону) «Текст М. О. Гершензона отличается образностью и эмоциональностью, что достигается за счёт использования различных изобразительно-выразительных средств, среди которых тропы: (А) __________ («таинственный закон» в предложении 2, «безошибочный признак» в предложении 3, «мудрая хитрость природы» в предложении 9) и (Б) __________ («пленительность искусства ‒ … ледяная кора», «лава души» в предложении 4, «певучесть формы» в предложении 7). Свои мысли и идеи о внешней и внутренней красоте автор выражает, включая в текст лексическое средство ‒ (В) __________ («внешняя ‒ внутренней» в предложении 3) и синтаксическое средство ‒ (Г) __________ (предложение 12)». Список терминов: 1) инверсия 2) олицетворение 3) эпитет 4) гипербола 5) метафора 6) ряды однородных членов 7) антонимы 8) синонимы 9) вопросительное предложение

Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на его основе. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Выпишите цифры без пробелов и запятых. (1)Вы идёте в парк, чтобы отдохнуть – без сопротивления отдаться впечатлениям, подышать чистым воздухом с его ароматом весны или осени, цветов и трав. (2)Парк окружает вас со всех сторон. (3)Вы и парк обращены друг к другу, парк открывает вам всё новые виды: поляны, боскеты, аллеи, перспективы, – и вы, гуляя, только облегчаете парку его показ самого себя. (4)Вас окружает тишина, и в тишине с особой остротой возникает шум весенней листвы вдали или шуршание опавших весенних листьев под ногами. (5)Слышится пение птиц или лёгкий треск сучка вблизи, какие-то звуки настигают вас издали и создают особое ощущение пространства и простора. (6)Все чувства ваши раскрыты для восприятия впечатлений, и смена этих впечатлений создаёт особую симфонию – красок, объёмов, звучаний и даже ощущений, которые приносят вам воздух, ветер, туман, роса… (7)«Но причём тут человек?» – спросят меня. (8)Ведь это то, что приносит вам природа, то, что вы можете воспринять, и с большей силой, в лесу, в горах, на берегу моря, а не только в парке. (9)Нет, сады и парки – это тот важный рубеж, на котором объединяются человек и природа. (10)Сады и парки одинаково важны – и в городе, и за пределами города. (11)Не случайно так много чудеснейших парков в родном нашем Подмосковье. (12)Нет ничего более захватывающего, увлекающего, волнующего, чем вносить человеческое в природу, а природу торжественно, «за руку» вводить в человеческое общество: смотрите, любуйтесь, радуйтесь. (По Д. С. Лихачёву) «Д. С. Лихачёв восхищается красотой природы в садах и парках. Для создания красочного описания и выражения своих мыслей автор использует различные изобразительно-выразительные средства, среди которых приём ‒ (А) __________ («вносить человеческое в природу, а природу торжественно, «за руку» вводить в человеческое общество» в предложении 12), синтаксические средства: (Б) __________ (предложение 7) и (В) __________ (в предложениях 3, 6, 8). Привлекая внимание читателей к повествованию, Д. С. Лихачёв включает в текст лексическое средство ‒ (Г) __________ («сады и парки» в предложениях 9, 10)». Список терминов: 1) ряды однородных членов 2) анафора 3) лексический повтор 4) книжная лексика 5) метафора 6) парцелляция 7) вопросительное предложение 8) противопоставление 9) вопросно-ответная форма изложения

Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на его основе. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Выпишите цифры без пробелов и запятых. (1)Но вскоре со мной произошла история, которая завершила переворот в моём сознании. (2)Я уже вышла замуж, у меня был маленький сын, было лето, он жил вместе с моей свекровью возле Дома творчества в Болшеве, иногда я приезжала, чтобы отпустить её по делам. (3)Вечером с верхнего этажа зашла очень красивая пожилая дама, которая приходила к свекрови пить чай и беседовать о внуках. (4)Кажется, звали её Лидия Алексеевна. (5)У неё был шёлковый голубой халат. (6)Очень стройная и красивая. (7)Как потом выяснилось, в юности она была балериной. (8)Мы мирно пили чай, дети были уложены, шёл июнь, и закат был поздним, а светлый вечер навевал мирное состояние духа. (9)Моя соседка говорила о довоенном Ленинграде, о театрах, о знаменитостях. (10)Я, честно говоря, её слушала невнимательно. (11)Но упоминание Ленинграда всегда выносило меня мыслями на войну и блокаду. (12)Я не замедлила спросить её: ‒ (13)А во время войны вы тоже были в Ленинграде? ‒ (14)В блокаду я не была в Ленинграде, ‒ почти по слогам произнесла она и замолчала. (15)Молчание было столь продолжительным, что я заерзала на стуле, не зная, как выбраться из столь неловкой ситуации. (16)Я видела, что моя собеседница так далеко от меня, что неизвестно, вернётся она на эту кухню или нет. ‒ (17)В блокаду, да и раньше, с 1939 года, я была в лагере жён врагов народа – в «Алжире», так его тогда называли, ‒ сказала она, будто бы внутренне прислушивалась к себе. ‒ (18)А сколько лет вы там были? ‒ (19)Восемь лет! ‒ (20)Почему? ‒ (21)Я пришла в Большой дом узнать о судьбе моего арестованного мужа, он был физик. (22)Меня тут же взяли! (23)С этого момента время перестало течь, оно встало. (24)Когда я очнулась, было светло, как оказалось, занимался рассвет. (25)Это было среди казахских нераспаханных земель, где теперь стоит город Целиноград. (26)Жёны дипломатов и писателей, маршалов и командиров, пианистки и певицы, актрисы и балерины, домашние хозяйки были брошены на распахивание твёрдых степных земель. (27)Красивые, умные, образованные. (28)Мирра Фройд (племянница Фрейда), Кира Пильняк (жена писателя), первая жена Гайдара, сестра Тухачевского. (29)Вечером, после двадцати часов работы, после раскалывания льда, чтобы напиться, счищая изморозь со своих подруг, измученных тяжкой работой, они всё-таки садились кругом и устраивали литературно-музыкальные вечера. (30)Шопен, Вивальди, Бетховен в исполнении лучшей пианистки страны! (31)Наизусть читали главы из книг, пересказывали романы, кто-то знал даже «Анну Каренину», и из вечера в вечер они слушали страницу за страницей. (32)Сама Лидия Алексеевна читала наизусть «Алые паруса» Грина. ‒ (33)Этот страшный лагерь был моим университетом, там я обрела друзей, с которыми не расставалась всю жизнь. (34)Там было множество горя. (35)Что говорить про отобранных детей, расстрелянных мужей, исчезнувших родственников! (36)Но мы старались оставаться людьми. (37)Начальник лагеря Баринов был человек удивительный. (38)Когда началась война, стали приходить составы с уголовниками. (39)Это были самые страшные времена; уголовники считали себя «чистыми», а осквернение и мучение женщин, сидящих по политическим статьям, считалось у них правым делом. (40)И однажды Баринов собрал уголовников и сказал им: «Здесь сидят честные матери и честные жёны; если хоть у одной из них с головы упадёт волос, вы будете иметь дело со мной». (41)Уголовники утихли. (42)После того как её срок закончился, за ней приехала мать и увезла домой. (43)Но все эти встреченные люди навсегда остались с ней. (44)Она ещё много рассказывала, и чем больше она говорила, тем сильнее подымался в моей крови какой-то тёмный ужас. (45)Словно это я была виновата в её судьбе, словно я что-то делала не так. (46)Я трясла головой и вспоминала, что нет, я здесь, в 1986 году, и никакого отношения к той жизни не имею. (47)Но горечь не уходила. (48)Я чувствовала себя героем пьесы Ибсена «Привидения», который был должен платить за грехи отцов… (По Н. А. Громовой) «В отрывке из книги Н. А. Громовой повествуется о трагических судьбах людей. Создавая образ жён врагов народа, автор передаёт воспоминания Лидии Алексеевны, используя такие синтаксические приёмы, как (А) __________ (предложения 26‒28, 30) и (Б) ___________ (предложение 19, 22, 31, 36). Отношение героини к происходящему выражается с помощью художественных определений — (В) __________ («страшный лагерь» в предложении 34, «самые страшные времена» в предложении 41). Рассказ свидетеля из прошлого автор вводит, используя такую форму речи, как (Г) __________ (например, предложения 12‒22)». Список терминов: 1) диалог 2) разговорная лексика 3) восклицательные предложения 4) эпитеты 5) противопоставление 6) парцелляция 7) ряды однородных членов 8) метафора 9) вопросно-ответная форма изложения

Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на его основе. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Выпишите цифры без пробелов и запятых. (1)Для всякого убеждённого и желающего убеждать писателя (а именно только такого я имею в виду) вопрос о том, есть ли у него читатель, где он и как к нему относится, есть вопрос далеко не праздный. (2)Читатель представляет собой тот устой, на котором всецело зиждется деятельность писателя; он ‒ единственный объект, ради которого горит писательская мысль. (3)Убеждённость писателя питается исключительно уверенностью в восприимчивости читателей, и там, где этого условия не существует, литературная деятельность представляет собой не что иное, как беспредельное поле, поросшее волчцом, на обнажённом пространстве которого бесцельно раздаётся голос, вопиющий в пустыне. (4)Доказывать эту истину нет ни малейшей надобности; она стоит столь же твёрдо, как и та, которая гласит, что для человеческого питания потребен хлеб, а не камень... (5)Поэт, в справедливом сознании светозарности совершаемого им подвига мысли, имел полное право воскликнуть, что он глаголом жжёт сердца людей; но при определённых условиях слова эти были только отвлечённой истиной, близкой к самообольщению. (6)Когда окрест царит глубокая ночь, ‒ та ночь, которую никакой свет не в силах объять, тогда не может быть места для торжества живого слова. (7)Сердца горят, но огонь их не проницает сквозь густоту мрака. (8)Сердца бьются, но биение их не слышно сквозь толщу желез. (9)До тех пор, пока не установилось прямого общения между читателем и писателем, последний не может считать себя исполнившим своё призвание. (10)Могучий ‒ он бессилен; властитель дум ‒ он раб бездумных бормотаний случайных добровольцев, успевших захватить в свои руки ярмо. (По М. Е. Салтыкову-Щедрину) «Текст написан М. Е. Салтыковым-Щедриным в публицистическом стиле. Эмоционально выражая свои мысли, автор включает в повествование различные изобразительно-выразительные средства. Так, в тексте используется троп ‒ (А) __________ («горит писательская мысль» в предложении 2, «сердца горят» в предложении 7), лексические средства: (Б) __________ («могучий ‒ бессилен», «властитель ‒ раб» в предложении 10) и (В) __________ («устой», «зиждется» в предложении 2, «светозарности», «воскликнуть», «к самообольщению» в предложении 5, «ярмо» в предложении 10). Эмоциональность повествования достигается также благодаря включению синтаксического приёма ‒ (Г) __________ (предложения 7, 8)». Список терминов: 1) эпифора 2) метафора 3) разговорная лексика 4) книжная лексика 5) инверсия 6) анафора 7) антонимы 8) олицетворение 9) вводные слова

Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на его основе. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Выпишите цифры без пробелов и запятых. (1)Что такое Кижи? (2)Это чудо, которое надо увидеть! (3)Две многоглавые церкви, отделённые одна от другой колокольней. (4)Всё из дерева. (5)Здесь, берега во тьме раскинув, спит озеро, глаза смежив. (6)Напевною загадкой линий, как чудо светлое России, в Онеге плавают Кижи. (7)Множество, множество куполов, покрытых лемехами − резными пластинками из осины, что, переливаясь на солнце, кажутся золотыми. (8)Над куполами вьются чайки, и вместе с белокрылыми птицами всё здание устремляется вверх, в заоблачные выси. (9)Преображенская церковь ‒ памятник русской воинской славы. (10)Храм без единого гвоздя: 22-главая церковь Преображения Господня является вершиной русского деревянного зодчества. (11)Она была построена в 1714 году, когда в Северной войне боевое счастье стало служить войскам Петра. (12)Шведские захватчики постоянно опустошали озёрный Русский Север. (13)Избавление от всегдашней угрозы набегов было радостным событием для местного населения. (14)Ликующий облик Преображенской церкви явился «эхом русского народа», воплотившимся в архитектуре. (15)Впечатление усиливает и высота здания, составляющая около сорока метров. (16)Здесь нет фресок, простые бревенчатые стены создают ощущение домашнего покоя. (17)Крестьяне Кижской волости были особенными людьми. (18)Северный климат, капризное Онего и отсутствие крепостного права выковали характер, в котором верность традициям сочеталась с предприимчивостью, суровость – с иронией, твёрдость – с готовностью прийти на помощь ближнему. (19)Крестьянские дома, рассчитанные на долгие зимы, поражают размерами, основательностью, продуманностью каждой детали, разнообразием и богатством убранства. (20)Кижи ‒ это завещание потомкам, наказ любить свою страну, это бессмертная Древняя Русь, художественное прошлое, живущее в настоящем. «В тексте публицистического стиля речи описывается красота Преображенской церкви в Кижи, построенной без единого гвоздя. Речь автора образна и выразительна, так как в ней используются различные изобразительно-выразительные средства. Это тропы: (А) __________ («спит озеро, глаза смежив» в предложении 5, «счастье стало служить войскам Петра» в предложении 11), (Б) __________ («светлое чудо» в предложении 6, «ликующий облик» в предложении 14, «капризное Онего» в предложении 18, «бессмертная Древняя Русь» в предложении 20), лексическое средство ‒ (В) __________ («множество» в предложении 7). С целью привлечения внимания читателей в текст включается такой приём, как (Г) __________ (предложения 1‒2)». Список терминов: 1) оксюморон 2) эпитет 3) вопросно-ответная форма изложения 4) вопросительное предложение 5) книжная лексика 6) лексический повтор 7) метафора 8) олицетворение 9) ряды однородных членов

Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на его основе. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Выпишите цифры без пробелов и запятых. (1)Мой старый приятель, художник по профессии, недавно подарил мне свою картину с названием «Верба». (2)И сразу так ясно вспомнилось, как давным-давно ненастным весенним днём у себя на родине бродил я в Берёзовом логу ‒ просторной лощине, заросшей тополем да вербой. (3)Утро было каким-то беспокойным, я буквально сбежал от всех и одиноко блуждал в Берёзовом логу. (4)Раскосмаченные серые тучи неслись по небу стремительно, низко, касаясь маковок тополей. (5)Словом, ненастье. (6)Я брёл и брёл, уже ругая себя за то, что вспылил и пришёл в этот холод из тепла, из дома. (7)И вдруг возле ручья, в низине, скорее не увидел я, а почуял что-то необычное ‒ словно солнечный свет, золотистое его сияние. (8)Я подошёл ближе: это цвёл невеликий вербовый куст. (9)В белых серёжках его, через серебряный ворс, пробились жёлтые пыльники цвета. (10)И серёжки стали золотистыми. (11)Вербовый куст в ненастном пасмурном дне кротко сиял тёплым лампадным светом. (12)Он светил, согревая вокруг себя землю, и воздух, и зябкий день. (13)Согрел и меня. (14)Огромный просторный мир: пустая земля, низкое небо, тополиные, ольховые голые ветки, песчаные бугры, меж них ‒ неезженая дорога, ‒ всё это зябко и сиро. (15)А рядом ‒ малый куст золотой, словно лампада в красном углу. (16)Символ весны и жизни в ненастном дне. (17)Всё это было давно. (18)Но так хорошо помнится! (19)А теперь ещё и картина висит, тоже светит. (20)Радуется душа... (21)Когда-то я рассказывал о цветущей вербе, что согрела мою душу, своему приятелю-художнику, и он, видно, запомнил. (22)Через столько лет, но написал картину. (23)Значит, и ему легло на душу. (24)Хотя что тут особенного? (25)Просто хмурый день и золотистая верба. (26)Но помнит сердце… (27)Сколько в жизни нашей таких вот коротких, но тёплых минут, которые уйдут, а память о них останется с нами надолго, может быть, навсегда, и память эта будет согревать душу. (28)У каждого ‒ своё. (29)Память детства, один из обычных дней. (30)Какое-нибудь утро ли, поздний вечер, когда склоняется к тебе мать ли, бабушка. (31)Тёплые руки, доброе лицо. (32)Волна любви. (33)Она проходит, но остаётся. (34)Или ‒ жёлтые листья у тополя, их мягкий ковёр. (35)Это ‒ осень. (36)Цветущий вербовый куст по весне. (37)Чей-то светлый лик… (38)Есть рассказ ли, притча о ночном далёком огне, который впереди. (39)Он зовёт, он скрашивает, сокращает путь, особенно во тьме. (40)Для меня и, думаю, для всех нас одного лишь огонька впереди, конечно, мало. (41)Их много на нашем пути, добрых знаков, тёплых дней и минут, которые помогают жить, раздвигая порой сумеречные, ненастные дни. (42)Так и живём, так и плывём: от огня к огню. (По Б. П. Екимову) «Воспоминания Б. П. Екимова о прошлом яркие, незабываемые. Именно поэтому рассказчик использует такие тропы, как (А) __________ («куст золотой» в предложении 15, «раскосмаченные серые тучи» в предложении 4, «тёплых минут» в предложении 27) и (Б) __________ («словно солнечный свет» в предложении 7, «словно лампада в красном углу» в предложении 15). Эмоциональность размышлениям придают и синтаксические приёмы: (В) __________ (предложение 18) и (Г) __________ (предложения 24‒25)». Список терминов: 1) анафора 2) эпитет 3) вопросно-ответная форма изложения 4) ряд однородных членов предложения 5) книжная лексика 6) сравнение 7) антонимы 8) восклицательное предложение 9) риторический вопрос

Попробуй прямо сейчас!