Распределите предложенные примеры проявления культуры по соответствующим критериям.
Установите соответствие между формами духовной культуры и конкретными примерами.
Прочитайте текст и выберите из предложенного списка форму культуры, о которой идет речь. «Эту культуру многие культурологи рассматривают в качестве антипода массовой культуры. Ее производителем и потребителем, с точки зрения представителей этого направления в культурологии, является высший привилегированный слой общества. Данная форма культура формируется в рамках привилегированных в какой-либо сфере (в политике, коммерции, искусстве) слоев, общностей и включает, как и культура народная: ценности, нормы, идеи, представления, знания, образ жизни и т. д. в знаково-символическом и материальном их выражении, а также способы практического их использования. Эта форма культуры профессиональная, специализированная, требующая специального усвоения норм, ценностей, правил, навыков, технологий т.е. специального обучения. Типичным проявлением этой культуры является теория и практика “чистого искусства” или “искусства для искусства”, которая нашла свое воплощение в ряде течений отечественной и западноевропейской художественной культуры».
Выберите верные суждения о духовной культуре и ее значении в жизни общества.
Прочитайте текст источника и заполните таблицу «Функции культуры». «Проблема функций культуры – одна из центральных в теории культуры, поскольку ее решение позволяет ответить на вопросы, зачем нужна культура и нужна ли она вообще. Решить вопрос о функциях культуры на уровне обыденного сознания невозможно: каждый будет приводить факты в защиту своей точки зрения. Любая из известных нам культур в разной мере способствует творчеству, свободе, и в то же время любая культура характеризуется определенным набором запретов, правил, препятствующих стремлению к неограниченной свободе. Поэтому сводить функцию культуры только к стимулированию творчества неправомерно. Важнейшей функцией культуры некоторые исследователи признают адаптационную функцию, т. е. приспособление к окружающей природе за счет использования человеком знаний, умений, навыков, накапливаемых и передаваемых от одного поколения к другому благодаря механизмам культуры. С точки зрения антропологического подхода главной функцией культуры является человекотворческая функция, то есть творение, созидание, формирование человека. Перечисление функций культуры можно продолжить. Однако при этом не надо забывать, что главной является витальная, жизнеобеспечивающая. Выполнять остальные функции культура имеет возможность в той мере, в какой она выполняет свою основную функцию».