В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов без пробелов и запятых в порядке возрастания. 1)  ФИГУРА. Положение, принимаемое кем-чем-нибудь при исполнении чего-нибудь в движении (в танце, при полёте, в воздухе). Фигуры высшего пилотажа. 2)  ВИД. Внешность, видимый облик; состояние. Здоровый вид. 3)  ВКЛЮЧАТЬ. Привести в действие. Включите свет. 4)  СОСТА́ВИТЬ. Собрав материал, сделав сводку какого-н. материала, образовать, создать (какое-н. пособие, книгу, доклад, список чего-н. и т. п.). С. список кандидатов. С. доклад. С. словарь. С. сводку. С. проект. 5)  ВЫДЕЛЯТЬ. Отмечать, отличать что-нибудь. Выделять главное особым шрифтом. Коррекция фигуры  — это комплекс укрепляющих, оздоровительных, развивающих методов изменения пропорций тела, заключающийся в изменении объёма жировых отложений, нарушающих общий вид фигуры. Рассмотрим такой способ коррекции фигуры, как шeйпинг. Слово «shaping» происходит от английского «shape», что означает «формировать». Шeйпинг  — это комплекс упражнений для коррекции и развития пропорций силуэта, формирования осанки и пластики тела. Шейпингом рекомендуется заниматься девушкам и женщинам в возрасте от 14 до 50 лет. < …> коррекция фигуры всегда включает не только упражнения, но и правильное питание, то специалисты, контролирующие изменения фигуры, должны обладать соответствующими знаниями, чтобы составить ежедневное меню, в которое входят продукты, содержащие всё необходимое для дополнительных эффективных, корректирующих и моделирующих программных мероприятий. Выделяют два типа шeйпинга: анаболический и катаболический. Анаболический шейпинг направлен на укрепление и увеличение мышечной массы. Катаболический направлен на избавление от лишнего веса и уменьшение мышечной массы. Таким образом, можно видеть, что физические упражнения, направленные именно на формирование контуров тела, относятся к катаболическому моделированию.

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Ответ запишите в виде последовательности цифр без пробелов и запятых. 1)  по..пустить, о..бросить, о..стать 2)  во..местить, не..добровать, ..дание 3)  супер..гра, пред..юньский, без..скусный 4)  пр..брежный, пр..давать (значение), пр..ставить (к стене) 5)  ад..ютант, с..ёжиться, меж..языковой

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Запишите номера высказываний в виде последовательности цифр в порядке возрастания без пробелов и запятых. 1)  Рассказчик был сиротой. 2)  В детстве эта мелодия вызывала другие чувства. 3)  Это музыкальное произведение было написано на прощание с Родиной. 4)  Полонез вызвал у автора желание заплакать и стать маленьким. 5)  Вася-поляк знал лично композитора и автора этой мелодии. (1)На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. (2)Я первый раз в жизни здесь услышал музыку  — скрипку. (3)На ней играл Вася-поляк. (4)О чём мне рассказывала музыка? (5)О чём-то очень большом. (6)На что же это жаловалась она, на кого гневалась? (7)Тревожно и горько мне. (8)Хочется заплакать, оттого что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище! (9)Вася, не переставая играть, говорил: «(10)Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. (11)Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он ещё не сирота. (12)Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран,  — но никогда не проходит и не гаснет тоска по родине. (13)Эту музыку написал мой земляк Огинский. (14)Написал на границе, прощаясь с родиной. (15)Он посылал ей последний привет. (16)Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не может отнять, жива до сих пор». (17)«Спасибо вам, дяденька»,  — прошептал я. (18)«За что, мальчик?»  — (19)«3а то, что я не сирота». (20)Восторженными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, а также спящий за ним лес. (21)В эти минуты не было для меня зла. (22)Мир был добр и одинок так же, как я. (23)Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине! (24)Енисей, не спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий наперекор осени в крапиве, отливающей металлом,  — это была моя родина. (25)...Прошло много лет. (26)И вот однажды в конце войны я стоял возле пушек в разрушенном польском городе. (27)Кругом пахло гарью, пылью. (28)И вдруг в доме, расположенном через улицу от меня, раздались звуки органа. (29)Эта музыка разбередила воспоминания. (30)Когда-то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того, как я послушал полонез Огинского. (31)Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и закаменела, особенно та её часть, от которой я плакал когда-то. (32)Музыка так же, как и в ту далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью. (33)Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами. (34)Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человек, никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней. (По В. Астафьеву*) * Виктор Петрович Астафьев (1924—2001), выдающийся русский прозаик. Важнейшие темы творчества  — военная и деревенская.

Из предложения 33 выпишите синоним к слову «жили, помещались». 33)Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами.

Среди предложений 25–30 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения и контекстных синонимов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий). (25)...Прошло много лет. (26)И вот однажды в конце войны я стоял возле пушек в разрушенном польском городе. (27)Кругом пахло гарью, пылью. (28)И вдруг в доме, расположенном через улицу от меня, раздались звуки органа. (29)Эта музыка разбередила воспоминания. (30)Когда-то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того, как я послушал полонез Огинского.

Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. «С музыкой, которая звучит как напоминание о родине, человек никогда не останется сиротой. К этому убеждению приходит автор текста. Подтверждение этой мысли  — (А)_____ («как вздох своей земли» в предложении 34). Более того, музыка пробуждает не только чувства, но и стремление совершать хорошие поступки. Как доказательство  — в предложении 32 используется такой троп, как (Б)_____ («не прорастала жалостью»). В тексте используется (В)_____ («восторженными» слезами  — предложение 20). Придают особую эмоциональность тексту (Г)_____ (предложения 8, 23)». Список терминов: 1)  сравнительный оборот 2)  литота 3)  эпитет 4)  ирония 5)  метафора 6)  парцелляция 7)  вопросно-ответная форма изложения 8)  экспрессивный повтор 9)  восклицательные предложения Ответ запишите в виде последовательности цифр без пробелов, расположив их в порядке, соответствующем буквам. (1)На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. (2)Я первый раз в жизни здесь услышал музыку  — скрипку. (3)На ней играл Вася-поляк. (4)О чём мне рассказывала музыка? (5)О чём-то очень большом. (6)На что же это жаловалась она, на кого гневалась? (7)Тревожно и горько мне. (8)Хочется заплакать, оттого что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище! (9)Вася, не переставая играть, говорил: «(10)Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. (11)Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он ещё не сирота. (12)Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран,  — но никогда не проходит и не гаснет тоска по родине. (13)Эту музыку написал мой земляк Огинский. (14)Написал на границе, прощаясь с родиной. (15)Он посылал ей последний привет. (16)Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не может отнять, жива до сих пор». (17)«Спасибо вам, дяденька»,  — прошептал я. (18)«За что, мальчик?»  — (19)«3а то, что я не сирота». (20)Восторженными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, а также спящий за ним лес. (21)В эти минуты не было для меня зла. (22)Мир был добр и одинок так же, как я. (23)Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине! (24)Енисей, не спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий наперекор осени в крапиве, отливающей металлом,  — это была моя родина. (25)...Прошло много лет. (26)И вот однажды в конце войны я стоял возле пушек в разрушенном польском городе. (27)Кругом пахло гарью, пылью. (28)И вдруг в доме, расположенном через улицу от меня, раздались звуки органа. (29)Эта музыка разбередила воспоминания. (30)Когда-то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того, как я послушал полонез Огинского. (31)Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и закаменела, особенно та её часть, от которой я плакал когда-то. (32)Музыка так же, как и в ту далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью. (33)Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами. (34)Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человек, никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней. (По В. Астафьеву*) * Виктор Петрович Астафьев (1924—2001), выдающийся русский прозаик. Важнейшие темы творчества  — военная и деревенская.

Самостоятельно подберите союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем абзаце текста. Запишите этот союз со строчной буквы. Коррекция фигуры  — это комплекс укрепляющих, оздоровительных, развивающих методов изменения пропорций тела, заключающийся в изменении объёма жировых отложений, нарушающих общий вид фигуры. Рассмотрим такой способ коррекции фигуры, как шeйпинг. Слово «shaping» происходит от английского «shape», что означает «формировать». Шeйпинг  — это комплекс упражнений для коррекции и развития пропорций силуэта, формирования осанки и пластики тела. Шейпингом рекомендуется заниматься девушкам и женщинам в возрасте от 14 до 50 лет. < …> коррекция фигуры всегда включает не только упражнения, но и правильное питание, то специалисты, контролирующие изменения фигуры, должны обладать соответствующими знаниями, чтобы составить ежедневное меню, в которое входят продукты, содержащие всё необходимое для дополнительных эффективных, корректирующих и моделирующих программных мероприятий. Выделяют два типа шeйпинга: анаболический и катаболический. Анаболический шейпинг направлен на укрепление и увеличение мышечной массы. Катаболический направлен на избавление от лишнего веса и уменьшение мышечной массы. Таким образом, можно видеть, что физические упражнения, направленные именно на формирование контуров тела, относятся к катаболическому моделированию.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Цифры запишите без пробелов и запятых в порядке возрастания. 1)  Во фрагменте представлена классификация типов шейпинга, что характерно для текста официально-делового стиля. 2)  Основная задача текста  — дать практические рекомендации девушкам и женщинам от 14 до 50 лет, которые хотят скорректировать фигуру при помощи комплекса упражнений. 3)  В последнем абзаце сделан вывод, не содержащий авторской эмоциональной оценки описываемого явления. 4)  Текст относится к научному стилю, о чём свидетельствует использование терминов (коррекция фигуры, анаболический шейпинг, катаболический шейпинг) и их определений. 5)  Текст содержит большое количество отглагольных существительных (коррекция, развитие, укрепление, увеличение, избавление и др.). Коррекция фигуры  — это комплекс укрепляющих, оздоровительных, развивающих методов изменения пропорций тела, заключающийся в изменении объёма жировых отложений, нарушающих общий вид фигуры. Рассмотрим такой способ коррекции фигуры, как шeйпинг. Слово «shaping» происходит от английского «shape», что означает «формировать». Шeйпинг  — это комплекс упражнений для коррекции и развития пропорций силуэта, формирования осанки и пластики тела. Шейпингом рекомендуется заниматься девушкам и женщинам в возрасте от 14 до 50 лет. < …> коррекция фигуры всегда включает не только упражнения, но и правильное питание, то специалисты, контролирующие изменения фигуры, должны обладать соответствующими знаниями, чтобы составить ежедневное меню, в которое входят продукты, содержащие всё необходимое для дополнительных эффективных, корректирующих и моделирующих программных мероприятий. Выделяют два типа шeйпинга: анаболический и катаболический. Анаболический шейпинг направлен на укрепление и увеличение мышечной массы. Катаболический направлен на избавление от лишнего веса и уменьшение мышечной массы. Таким образом, можно видеть, что физические упражнения, направленные именно на формирование контуров тела, относятся к катаболическому моделированию.

Укажите варианты ответов, в которых ВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Цифры запишите без пробелов и запятых в порядке возрастания. 1) прИбыл 2) отключЁнный 3) прозОрлива 4) свеклА 5) жалюзИ

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово со строчной буквы. На прилавках магазинов города лежат ОТБОРНЫЕ овощи и фрукты. Художественная гимнастика  — один из самых ЭФФЕКТНЫХ и красивых видов спорта. Надо вырабатывать навыки ДИПЛОМАТИЧНОГО поведения. После просмотра фильма у меня сложилось ДВОЯКОЕ впечатление. ПРОДУКТИВНЫМ было творчество юных мастеров, которые работали под руководством известного художника-оформителя.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, ЗАМЕНИВ неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово со строчной буквы, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Время от времени глава семьи менял расстановку сил в собственном доме, одних возносил, других лишал на время полномочий, держал в грязном теле, с тем чтобы потом снова одарить вниманием и заботой.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Запишите подобранное слово со строчной буквы, соблюдая грамматические нормы современного русского литературного языка. ЛАЖУ по крышам часовые ПОЯСА с СЕМЬЮСТАМИ метрами РАЗОЖГЁТ костёр несколько ГРАММОВ

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите в виде последовательности цифр без пробелов и запятых. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А)  нарушение связи между подлежащим и сказуемым Б)  нарушение в построении предложения с однородными членами В)  нарушение в построении сложного предложения Г)  нарушение в построении предложения с причастным оборотом Д)  неверный выбор падежной формы имени существительного ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1)  Егорова расстраивало не столько всё происходящее, сколько настораживало. 2)  Отыскав Платона Васильевича и отведя его в сторону, генерал вполголоса расспрашивал о Прозорове и время от времени сосредоточенно покачивал своей большой головой, остриженной под гребёнку. 3)  Полученное утром известие Раисой Павловной начало циркулировать по всем заводам с изумительной быстротой, поднимая на всех ступеньках заводской иерархии страшнейший переполох. 4)  Прасковья Семёновна смотрела в даль улицы со слезами на глазах, точно сегодняшний день должен был оправдать её долголетние ожидания. 5)  Уже с юности, проведённой за кулисами театра, где служила мама, а отчим был заведующим музыкальной части, я стал завсегдатаем театра. 6)  Мы, забыв про ссоры, вместе пытались выяснить, что получил ли каждый участник ответное письмо. 7)  Старик с пожелтевшей от старости бородой поднёс большой каравай на серебряном блюде. 8)  Отец и дед Тетюева служил управителями в Кукарском заводе и прославились в тёмные времена крепостного права особенной жестокостью по отношению к рабочим. 9)  Родион Антоныч несколько раз просыпался в холодном поту, судорожно крестил своё толстое, заплывшее лицо, охал и долго ворочался с боку на бок.

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Ответ запишите в виде последовательности цифр без пробелов и запятых. 1)  к..сатка (в океанариуме), проз..рливый, оз..рять (всё вокруг) 2)  ур..нить (тарелку), р..стовщический, переск..чить 3)  подст..гнуть, ст..мулировать, гр..бёт 4)  заст..лить, прон..кать (в дом), уб..рать (листья) 5)  возг..рание, к..снуться (рукой), пол..жение

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Ответ запишите в виде последовательности цифр без пробелов и запятых. 1)   удоста..вать, масл..це 2)  отво..вав, плать..це 3)  локт..вой, ключ..к 4)  угр..ватый, досто..н 5)  дешев..нький, баш..нка

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Ответ запишите в виде последовательности цифр без пробелов и запятых. 1)  умо..шься, вид..мый 2)  кле..шь, будораж..вший (воображение) 3)  расстро..вшись, повад..шься 4)  колыш..щиеся (травы), (они) леч..т 5)  взлеле..вший, вер..щий (на слово)

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово со строчной буквы. Он вышел, (не)смотря на нас. Ответ далеко (не)всегда следовал прямой и скорый. (Не)спавшего уже несколько ночей Алёшу клонило ко сну. Все знали, что она (не)виновна. Всё чаще шли обложные дожди, (не)прекращающиеся иной раз целые сутки.

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова без пробела между ними. Шопен СРАЗУ(ЖЕ) покорил парижские салоны своеобразным и непривычным исполнением, а ТАК(ЖЕ) своим блистательным юмором и гениальными импровизациями. ЧТО(БЫ) полнее ощутить течение жизни, осенью 1877 года Чайковский уезжает (ЗА)ГРАНИЦУ: он долго живёт в Италии, Швейцарии, во Франции. В «Автопортрете художника с палитрой» и «Авиньонских девицах» Пикассо много общего: ТО(ЖЕ) самое выражение лиц, одни и ТЕ(ЖЕ) глаза, аналогичные цветовые тона. (И)ТАК, речевой этикет  — явление универсальное, но в ТО(ЖЕ) время каждый народ выработал свою специфическую систему правил речевого поведения. Подарок готовили (В)ТАЙНЕ от окружающих, (В)ПОЛГОЛОСА переговариваясь по вечерам.

Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н. Ответ запишите в виде последовательности цифр без пробелов и запятых. На хозяине была тка(1)ая рубаха, подпояса(2)ая кожа(3)ым ремнём, и холсти(4)ые, давно не глаже(5)ые штаны.

Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений в любой последовательности без пробелов и запятых. 1)  Вечером Вадим ушёл в свою комнату и сел перечитывать письмо и писать ответ. 2)  Рано утром я вышел полюбоваться рассветом и подышать свежим прохладным воздухом. 3)  Он подошёл к окну и увидел одни трубы да крыши. 4)  Хорошо бы в нашем музее когда-нибудь увидеть картины Рембрандта или Тициана. 5)  Многие из участников литературного общества «Беседа» были последовательными классицистами и некоторые из них довели до совершенства традиционные классицистические жанры.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Я ухватился одной рукой за выбоину в стене, другой упёрся в дверную ручку и (1) подтянувшись (2) сунул ноги в дыру; обеспозвоноченный страхом (3) я некоторое время висел в воздухе (4) сильно изогнувшись (5) и (6) наконец нащупав пол (7) втащил в помещение и верхнюю часть своего туловища.

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь, Так (1)воспитаньем(2) слава богу(3) У нас немудрено блеснуть. Онегин был(4) по мненью многих(5) (Судей решительных и строгих)(6) Учёный малый, но педант. Имел он счастливый талант Без принужденья в разговоре (7) Коснуться (8) до всего слегка, С учёным видом знатока Хранить молчанье в важном споре И возбуждать улыбку дам Огнём нежданных эпиграмм. (Александр Пушкин)

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Заговорил Пётр Петрович (1) привычка (2) которого (3) сводить всякий разговор к спору (4) очень утомляла коллег.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Когда Женя решила всё же принять предложение Александра Семёновича (1) и (2) письмо об этом решении уже было отправлено на его московский адрес (3) она собралась поехать попрощаться со своей тётушкой (4) дабы (5) несмотря на то что (6) отношения между ними были очень непростыми (7) получить от неё благословение.

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений в виде последовательности цифр в порядке возрастания без пробелов и запятых. 1)  На гербах разных стран нередко изображаются растения: на гербе Канады привычным стал кленовый лист, а на государственном гербе Мексики изображён кактус. 2) Это неслучайно, ведь на Мексиканском плоскогорье, возвышающемся над уровнем моря до 2500 метров, находится настоящая страна кактусов. 3) Некоторые кактусы густо покрыты жёлтыми и красноватыми колючками  — такие растения напоминают птиц и зверей. 4) Иногда можно увидеть кактус с длинными свисающими волосами  — он похож на голову старика. 5) Цветок кактуса  — один из самых красивых в мире. 6) Среди ночной темноты раскрывается большая бело-голубая звезда. 7) Размером цветок с большую тарелку − до двадцати пяти сантиметров в диаметре.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Ответ запишите в виде последовательности цифр в порядке возрастания без пробелов и запятых. 1)  Предложения 17—24 содержат описание. 2)  Предложения 25—28 содержат повествование. 3)  В предложении 29—32 представлено рассуждение. 4)  В предложениях 9—16 перечислены последовательные действия героя. 5)  В предложениях 4—8 содержится повествование. (1)На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. (2)Я первый раз в жизни здесь услышал музыку  — скрипку. (3)На ней играл Вася-поляк. (4)О чём мне рассказывала музыка? (5)О чём-то очень большом. (6)На что же это жаловалась она, на кого гневалась? (7)Тревожно и горько мне. (8)Хочется заплакать, оттого что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище! (9)Вася, не переставая играть, говорил: «(10)Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. (11)Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он ещё не сирота. (12)Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран,  — но никогда не проходит и не гаснет тоска по родине. (13)Эту музыку написал мой земляк Огинский. (14)Написал на границе, прощаясь с родиной. (15)Он посылал ей последний привет. (16)Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не может отнять, жива до сих пор». (17)«Спасибо вам, дяденька»,  — прошептал я. (18)«За что, мальчик?»  — (19)«3а то, что я не сирота». (20)Восторженными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, а также спящий за ним лес. (21)В эти минуты не было для меня зла. (22)Мир был добр и одинок так же, как я. (23)Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине! (24)Енисей, не спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий наперекор осени в крапиве, отливающей металлом,  — это была моя родина. (25)...Прошло много лет. (26)И вот однажды в конце войны я стоял возле пушек в разрушенном польском городе. (27)Кругом пахло гарью, пылью. (28)И вдруг в доме, расположенном через улицу от меня, раздались звуки органа. (29)Эта музыка разбередила воспоминания. (30)Когда-то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того, как я послушал полонез Огинского. (31)Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и закаменела, особенно та её часть, от которой я плакал когда-то. (32)Музыка так же, как и в ту далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью. (33)Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами. (34)Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человек, никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней. (По В. Астафьеву*) * Виктор Петрович Астафьев (1924—2001), выдающийся русский прозаик. Важнейшие темы творчества  — военная и деревенская.

Попробуй прямо сейчас!