Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на его основе. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Выпишите цифры без пробелов и запятых. (1)В июле начались грозы ‒ раскатистые, воронежские, страшные. (2)После пары дней тяжёлой неподвижной жары вдруг приходил с воды плотный холодный ветер, грубо ерошил прибрежную зелень, упругой волной прокатывался по улицам, грохал створками ворот, пробовал на прочность кровельное железо. (3)Хозяйки ругались на чём свет стоит, стучали деревянными ставнями, ахая, тянули с верёвок хлопотливо рвущееся из рук бельё. (4)Обмирая от предчувствия, метались заполошные огоньки лампадок, пело и дрожало оконное стекло. (5)Вслед за ветром приходили тучи. (6)За пару минут город темнел, будто зажмуривался, и на горизонте, нестерпимо яркая на серо-лиловом фоне, вставала, ветвясь, первая громадная молния. (7)Дома становились ниже, приседали на корточки, зажимали в счастливом ужасе уши. (8)И через секунду-другую громко, с хрустом разрывалось в небе сырое натянутое полотно. (9)И ещё раз, и ещё. (10)А потом на обмерший Воронеж обрушивалась вода. (11)Рыча, она бросалась на крыши, на подоконники, хрипела в водосточных трубах, рыскала, нападала ‒ и по вершинам деревьев видно было, как она шла. (12)По мощёным улицам в центре текло, водоворотами закручиваясь на перекрёстках, окраины заплывали живой жирной грязью. (13)Квартирная хозяйка, крестясь, обходила комнаты, бормоча не то молитвы, не то заклинания, и свечной огонёк пытался вырваться из-под её трясущейся ладони. (14)Трусила. (15)Мать тоже, как все, захлопывала окна, накидывала платок на хрупкие плечи, но ‒ Саня видел ‒ не боялась совершенно. (16)Была красивая, холодная, неживая ‒ как всегда. (17)Сам он грозу обожал и после первого же залпа небесной шрапнели выскакивал во двор, радуясь тому, как вскипают лужи, кружится голова и прилипает под мышками и на спине ледяная, с каждой секундой тяжелеющая рубаха. (18)Гроза рифмовалась с любовью. (19)С этим летом. (20)Лучшего лета Саня ещё не знал. (По М. Л. Степновой) «В тексте автор описывает город Воронеж во время июльской грозы. Для передачи состояния природы М. Л. Степнова использует различные изобразительно-выразительные средства, среди которых тропы: (А) _________ («тяжёлой неподвижной жары» в предложении 2, «заполошные огоньки» в предложении 3, «обмерший Воронеж» в предложении 10, «живой жирной грязью» в предложении 12), (Б) _________ («пело и дрожало оконное стекло» в предложении 4, «дома приседали на корточки, зажимали уши» в предложении 7), синтаксическое средство — (В) _________ («в счастливом ужасе» в предложении 7) и приём — (Г) _________ (предложения 13−14, 18−19)». Список терминов: 1) эпитет 2) ряды однородных членов 3) метафора 4) парцелляция 5) олицетворение 6) фразеологизм 7) оксюморон 8) лексический повтор 9) инверсия
Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на его основе. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Выпишите цифры без пробелов и запятых. (1)В поэме Гоголя «Мёртвые души» каждый герой олицетворяет те или иные человеческие пороки. (2)Ноздрёв ‒ авантюрист, игрок, проматывающий состояние, заработанное тяжким чужим трудом. (3)Манилов ‒ пустой мечтатель, любитель громких, напыщенных фраз, нисколько не заботящийся о своём имении. (4)Собакевич, напротив, приверженец всего материального, вообще лишённый каких бы то ни было духовных запросов. (5)Плюшкин и вовсе «прореха на человечестве», скупердяй, совершенно потерявший человеческое обличье. (6)Сложнее с Настасьей Петровной Коробочкой ‒ единственной женщиной в ряду этих персонажей. (7)В чём её порок и что отличает её от других героев поэмы? (8)Она не фанатик вроде Собакевича, колодец у которого обшит корабельным дубом, и не похожа на Манилова, помешанного на красоте усадебных строений. (9)Коробочка не транжирит деньги, как Ноздрёв, имение у неё небольшое, зато доходное. (10)Она расчётлива, но, в отличие от Плюшкина, не скупа: накормила Чичикова вкусным и сытным завтраком, где были грибки, и пирожки, и блины с топлёным маслицем. (11)Коробочка простосердечна, но страх перед новым у неё доведён до крайности. (12)Всё вокруг меняется, а она всё так же живёт по старинке. (13)Её связь с миром осуществляется по традиционной схеме «товар ‒ деньги ‒ товар», которую нарушает Чичиков: покупая «мёртвые души», он деньги отдаёт, а реальный товар не получает. (14)Это и настораживает Коробочку. (15)В результате именно Коробочка ломает изобретённую Чичиковым криминальную схему. (16)Коробочка едет в город, чтобы узнать, не изменился ли внешний мир, не торгуют ли там уже и «мёртвыми душами», не продешевила ли она. (17)Разгорается скандал, вынуждающий Чичикова бежать из города куда глаза глядят. (18)Так консерватор Коробочка побеждает Чичикова-модерниста. (19)Конечно, будущие чичиковы придумают новые махинации, на первый взгляд бессмысленные, но приносящие вполне ощутимый доход. (20)Однако на всякого хитреца найдётся своя Коробочка, от простых вопросов которой сбежит очередной ловец душ. (По П. В. Басинскому) «П. В. Басинский анализирует образ Настасьи Петровны Коробочки ‒ героини поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души». Описание Коробочки построено на основе такого приёма, как (А) _________ (предложения 10, 11, 12), и синтаксического средства ‒ (Б) _________ (предложения 7−14). Говоря об отъезде Чичикова из города, автор использует лексическое средство ‒ (В) _________ («куда глаза глядят» в предложении 17). Характеризуя других персонажей произведения, П. В. Басинский включает такое синтаксическое средство, как (Г) _________ (в предложениях 2, 3, 5)». Список терминов: 1) книжная лексика 2) ряды однородных членов 3) вводное слово 4) сравнение 5) противопоставление 6) анафора 7) фразеологизм 8) вопросно-ответная форма изложения 9) метафора
Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на его основе. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Выпишите цифры без пробелов и запятых. (1)Солдаты, расположившиеся вокруг пушки, были заняты каждый своим делом. (2)Кто, пристроившись к сосновому ящику со снарядами, писал письмо, слюнявя химический карандаш и сдвинув на затылок шлем; кто сидел на лафете, пришивая к шинели крючок; кто читал маленькую артиллерийскую газету. (3)Живя с разведчиками и наблюдая поле боя с разных сторон, Ваня привык видеть войну широко и разнообразно. (4)Он привык видеть дороги, леса, болота, мосты, ползущие танки, перебегающую пехоту, минёров, конницу, накапливающуюся в балках… (5)Ваня стоял у колеса орудия, которое было одной с ним вышины, и рассматривал бумажку, наклеенную на косой орудийный щит. (6)На этой бумажке были крупно написаны тушью какие-то номера и цифры, которые мальчик безуспешно старался прочесть и понять. – (7)Ну, Ванюша, нравится наше орудие? – услышал он за собой густой, добродушный бас. (8)Мальчик обернулся и увидел наводчика Ковалёва. – (9)Так точно, товарищ Ковалёв, очень нравится, – быстро ответил Ваня и, вытянувшись в струнку, отдал честь. (10)Наружностью своей Ковалёв меньше всего отвечал представлению о лихом солдате, Герое Советского Союза, лучшем наводчике фронта. (11)Прежде всего, он был немолод. (12)В представлении мальчика он был уже не «дяденька», а скорее принадлежал к категории «дедушек». (13)До войны он был заведующим большой птицеводческой фермой. (14)На фронт он мог не идти, но в первый же день войны записался добровольцем. (15)Во время Первой мировой войны Ковалёв служил в артиллерии и уже тогда считался выдающимся наводчиком. (16)Вот почему и в эту войну он попросился в артиллерию наводчиком. (17)Сначала в батарее к нему относились с недоверием – уж слишком у него была добродушная, сугубо гражданская внешность. (18)Однако в первом же бою он показал себя таким знатоком своего дела, таким виртуозом, что всякое недоверие кончилось раз и навсегда. (19)Его работа при орудии была высочайшей степенью искусства. (20)Бывают наводчики хорошие, способные. (21)Бывают наводчики талантливые. (22)Бывают выдающиеся. (23)Он был наводчик гениальный. (24)И самое удивительное заключалось в том, что за четверть века, которые прошли между двумя мировыми войнами, он не только не разучился своему искусству, но как-то ещё больше в нём окреп. (25)Новая война поставила артиллерии много новых задач. (26)Она открыла в старом наводчике Ковалёве качества, которые в прежней войне не могли проявиться в полном блеске. (27)Он не имел соперника в стрельбе прямой наводкой. (28)В минуту опасности Ковалёв преображался. (29)В нём загорался холодный огонь ярости. (30)Он не отступал ни на шаг. (31)Он стрелял из своего орудия до последнего патрона. (32)А выстрелив последний патрон, он ложился рядом со своим орудием и продолжал стрелять из автомата. (33)Расстреляв все диски, он спокойно подтаскивал к себе ящики с ручными гранатами и, прищурившись, кидал их одну за другой, пока немцы не отступали… (34)Среди людей часто попадаются храбрецы. (35)Но только сознательная и страстная любовь к Родине может сделать из храбреца героя. (36)Ковалёв был истинный герой. (37)Он страстно, но очень спокойно любил Родину и ненавидел всех её врагов. (38)Командование неоднократно выдвигало Ковалёва на более высокую должность. (39)Но каждый раз он просил оставить его наводчиком и не разлучать с орудием. –(40)Наводчик – это моё настоящее дело, – говорил Ковалёв, – с другими обязанностями я так хорошо не справлюсь, уж вы мне поверьте, за чинами я не гонюсь. (41)Тогда был наводчиком и теперь до конца войны хочу быть наводчиком. (42)А для командира я уже не гожусь. (43)Стар. (44)Надо молодым давать дорогу. (45)Покорнейше вас прошу. (46)В конце концов его оставили в покое. (47)Впрочем, может быть, Ковалёв был прав: каждый человек хорош на своём месте. (48)И безусловно, для пользы службы лучше иметь выдающегося наводчика, чем посредственного командира взвода… (По В. П. Катаеву) «В центре внимания рассказчика боец Ковалёв, который является образцом истинного героя. Чтобы создать образ артиллериста, писатель использует разнообразные художественные средства, среди которых троп ‒ (А) __________ («густой, добродушный бас» в предложении 7, «сознательная и страстная любовь к Родине» в предложении 35) и синтаксическое средство (Б) __________ («холодный огонь» в предложении 29), а также лексическое средство – (В) __________ («ни на шаг» в предложении 30). Передать своё отношение к защитникам Родины автору помогает приём – (Г) __________ (предложения 20–22 и 30–31)». Список терминов: 1) фразеологизм 2) инверсия 3) парцелляция 4) метафора 5) анафора 6) эпитет 7) противопоставление 8) оксюморон 9) сравнительный оборот
Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на его основе. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Выпишите цифры без пробелов и запятых. (1)В один прекрасный день мы – пять девочек – карабкаемся на Замковую гору. (2)В руках у нас большие пёстрые букеты разноцветных опавших листьев – больше всего кленовых. (3)Вдруг из-за обломков стены слышен мужской голос, глубокий, странно-певучий, полный страстного чувства. (4)Мы словно окаменели. (5)Нас захватило дыхание большой любви, о которой почти поёт голос за стеной, читающий письмо Евгения Онегина. (6)Только мы двинулись – из-за стены опять раздаётся тот же голос. (7)Теперь он читает – я узнаю с первых слов – монолог Чацкого из «Горя от ума». (8)Он читает всё так же певуче – ну совсем поёт! – но с гневом, с яростью оскорблённого чувства… (9)Не сговариваясь, мы выбегаем из-за стены: мы хотим увидеть того, кто прочитал, почти пропел нам эти отрывки из Пушкина и Грибоедова. (10)Мы выбежали – смотрим во все глаза: никого! (11)Ни Онегина, ни Чацкого… (12)Нет, впрочем, какой-то человек очень робко и застенчиво жмётся к тому обломку стены, из-за которой мы только что слушали чудный голос. (13)Это юноша лет шестнадцати-семнадцати, на нём старенькая, поношенная ученическая шинель, только пуговицы уже не форменные – значит, бывший ученик. (14)Мы идём к нему, всё еще заворожённые тем, что слышали; нам не верится, что невидимый чтец – этот нескладный парень в обшарпанной бывшей ученической шинели. (15)Но он смотрит на нас – у него прекрасные глаза, необычно удлинённые к вискам, с глубоким, умным взглядом, – и мы понимаем: да, это он сейчас читал! (16)Мы протягиваем ему свои пёстрые осенние букеты из листьев всех расцветок. (17)Юноша очень смущён. – (18)В-в-вы эт-то м-м-мне? (19)Ч-ч-что вы? (20)З-за что? (21)Очень странно слышать: тот же голос – и так сильно заикается! – (22)Нет, нет, пожалуйста, возьмите! – просим мы его хором. (23)Юноша застенчиво пожимает плечами. (24)Потом берёт наш букет и улыбается нам хорошей, дружелюбной улыбкой: – С-с-п-п-пасибо! (25)И, неловко поклонившись, он быстро уходит, прижимая к груди наши смешные букеты из листьев. (26)Вот его шинель мелькнула в густой щётке кустов калины, вот он уже спускается с горы – исчез из виду. (27)Теперь я знаю: юноша в затасканной ученической шинели был Илларион Певцов. (28)Он был тяжёлый и, как все считали, неизлечимый заика. (29)А он мечтал стать актёром! (30)И у него в самом деле был талант! (31)Он уходил за город, в лес, взбирался на горы; там он декламировал, читал монологи, отрывки из пьес. (32)Над ним насмехались, считали его полоумным. (33)Но он превозмог непреодолимое, он сделал невозможное: через пятнадцать – двадцать лет после этой нашей встречи с ним на Замковой горе он стал одним из самых замечательных русских актёров. (34)Бывали и у него срывы, полосы, когда он не мог играть, потому что лишался силы управлять своей речью и побеждать её недостаток. (35)И всё же он не отчаивался, у него не опускались руки! (36)Когда я думаю о людях сильной воли, сильной страсти к искусству, я всегда вспоминаю его – чудесного актёра Иллариона Певцова. (37)И мне приятно думать, что наши смешные попугайно-пёстрые букеты из осенних листьев были, может статься, первыми цветами, поднесёнными ему на трудном, но победном пути. (По А. Я. Бруштейн) «Размышляя об особенностях личности Иллариона Певцова, А. Я. Бруштейн обращается к таким тропам, как (А) __________ («нас захватило дыхание большой любви» в предложении 5) и (Б) __________ («глубокий, странно-певучий голос» в предложении 3, «попугайно-пёстрые букеты» в предложении 37). Силу воли героя передаёт синтаксическое средство – (В) __________ (предложения 29, 30, 35) и приём – (Г) __________ (в предложениях 31, 32)». 1) эпитет 2) ряды однородных членов 3) метафора 4) лексический повтор 5) сравнение 6) восклицательные предложения 7) антонимы 8) фразеологизм 9) инверсия
Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на его основе. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Выпишите цифры без пробелов и запятых. (1)Севастополь лежал в красноватой дымке, позолотевшей от солнца. (2)Свежий морской день, созданный из лёгкого холода и лёгкой синевы, был прекрасным. (3)Но ещё более прекрасным, любимым и незаслуженно покидаемым показался мне Севастополь, когда над его бухтами, онемевшими от безветрия, раздался требовательный гудок теплохода «Пестель». (4)Он как бы разбил на сотни осколков застоявшуюся тишину. (5)И осколки эти, звеня, полетели вдоль туманно-синих прибрежий, чтобы упасть с последним жалобным звоном у мыса Айя, у Ласпи, у Фороса и Карадага – у всех мысов и накатанных пляжей ещё не пробуждённой, но всегда волшебной Тавриды. (6)В день отъезда Севастополь предстал передо мной величественным, простым, полным сознания своей доблести и красоты, предстал русским Акрополем – одним из лучших городов на нашей земле. (7)Севастополь! (8)Я был в нём в детстве, потом во время Первой мировой войны и вот сейчас, в пору голода и опустошения войны Гражданской. (9)Каждый раз он являлся передо мной совершенно новым, непохожим на прежний. (10)Я долго смотрел с кормы вслед Севастополю и загадывал, каким увижу этот город ещё через недолгое время. (11)В том, что увижу его, я был уверен. (12)И действительно, я потом приезжал в него много раз, жил в нём и полюбил его как свою вторую родину. (По К. Г. Паустовскому) «К. Г. Паустовский восхищается красотой Севастополя и использует различные изобразительно-выразительные средства для передачи красоты города, среди которых тропы: (А) __________ («свежий морской день», «лёгкой синевы» в предложении 2, «жалобным звоном» в предложении 5), (Б) __________ («бухтами, онемевшими от безветрия» в предложении 3), синтаксические средства: (В) __________ (предложение 7) и (Г) __________ (в предложениях 3, 5, 6). Список терминов: 1) метафора 2) ряды однородных членов 3) книжная лексика 4) эпитет 5) вводное слово 6) восклицательное предложение 7) вопросительное предложение 8) олицетворение 9) гипербола
Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на его основе. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Выпишите цифры без пробелов и запятых. (1)Всё в мире открывала Андрею мать. (2)«Послушай, как тихо», – говорила она. (3)И он понял, что тишину можно слушать. (4)«Не зажигай света, посидим так», – просила она. (5)И он узнал, как хорошо посумерничать и помолчать вдвоём. (6)Однажды поздней осенью они шли по лесу, по жёлтым лесным дорожкам. (7)Только выпал первый снег – тонкий, редкий, словно не снег, а изморось. (8)И вдруг мама сказала: – Посмотри, берёзовые листья как золотые пятаки на снегу. (9)Верно? (10)А кленовые – как будто след птичьей лапки. (11)А вот дубовый, распластанный, погляди. – (12)Как след медведя! – сказал Андрей. (13)Мать ответила радостным смехом: – Да, да! (14)Как будто медведь прошёл! (15)Да, видеть это, радоваться этому тоже научила его она. (16)Он не мог бы рассказать, как она воспитывала его, он и не знал, что его «воспитывают». (17)Однажды, вернувшись из школы, он сказал: – Мама, Елена Фёдоровна говорит: «Москвин, ты ведёшь себя примерно, я поручаю тебе после уроков приносить мне фамилии ребят, которые плохо ведут себя на перемене». (18)Что же мне делать? (19)Не стану я записывать. (20)Мать ответила: – Отчего же? (21)Пиши! (22)Да только всегда одну фамилию – свою собственную. (23)Андрею стало весело – в самом деле, как хорошо и просто она придумала. (24)А в другой раз было так. (25)Мать работала в саду – она сама выращивала цветы: ранней весной – незабудки, анютины глазки, летом – розы и флоксы, осенью – астры и георгины. (26)Вернувшись из городского сада, где он играл с ребятами в казаки-разбойники, Андрей стоял и задумчиво глядел, как, сидя на корточках, она копается в земле. (27)Оба молчали. (28)И вдруг, вскинув на него глаза, она спросила с мягкой насмешкой: – А ты не устал стоять? (29)Ему было тогда лет семь. (30)Пожалуй, никакой самый беспощадный укор не запечатлелся бы в его памяти так глубоко, как эти насмешливые слова. (31)Однажды она рассказала Андрею историю английского капитана Скотта, который открыл Южный полюс на пятнадцать дней позже норвежца Амундсена. (32)Андрея долго не оставляла мысль о том, как они шли обратно – пятеро друзей по снежной пустыне на отяжелевших лыжах, обманутые в своей надежде, в своей мечте. (33)Подумать только: опоздать на пятнадцать дней! (34)Он видел капитана, который, лёжа в палатке, окоченевшей рукой выводил на бумаге последние слова друзьям и родным. (35)Их нашли мёртвыми. (36)Кажется, через год. (37)Они лежали так, как их застала смерть, – обманутые, обессиленные, но не сдавшиеся. «(38)Тогда не было самолётов, – думал Андрей. – (39)Я бы сел на самолёт и полетел бы к ним. (40)Я приземлился бы и – вот она, палатка, я бегу, бегу туда, ноги вязнут в снегу…» – (41)Капитан Скотт, – говорил он дрогнувшим голосом, – вы спасены! (42)Я советский лётчик! (43)Я прилетел за вами! – (44)Как я рад! – отвечала за капитана Скотта мама. (45)Этот ответ казался Андрею легкомысленным, он ожидал слов более высоких, красивых, торжественных, а всё же он радовался, что она так быстро, так легко вошла в игру, не придирается, не говорит: «Тогда ещё не было советских лётчиков», – нет, ей ничего не надо объяснять. – (46)Помогите моим друзьям, – говорит она. – (47)Они вели себя мужественно! (48)Да, да! (49)Именно так должен был отвечать капитан! (50)Первое его слово не о себе – о друзьях! (51)И Андрей давал отважным исследователям лекарства, сажал их в самолёт, и они летели высоко над бескрайней снежной равниной. (По Ф. А. Вигдоровой) «Ф. А. Вигдорова показывает, какое важное место в жизни человека занимает мама. С этой целью писательница использует тропы, среди которых (А) __________ («радостным смехом» в предложении 13, «с мягкой насмешкой» в предложении 28) и (Б) __________ («берёзовые листья как золотые пятаки на снегу» в предложении 8, «кленовые – как будто след птичьей лапки» в предложении 10). Форма речи – (В) __________ (в предложениях 8–14, 17‒22) – помогает показать тесную связь между матерью и сыном, а синтаксическое средство – (Г) __________ (в предложениях 33, 41−43, 48−50) – подчёркивает необходимость эмоционального отклика на переживания в жизни ребёнка». Список терминов: 1) восклицательные предложения 2) градация 3) эпитеты 4) вопросительные предложения 5) эпифора 6) метафора 7) диалог 8) сравнение 9) неологизмы
Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на его основе. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Выпишите цифры без пробелов и запятых. (1)Утро следующего дня было холодным и пасмурным. (2)Услышав голос Андрея Ивановича, Наташа, как всегда, попыталась встать с постели, но едва она приподнялась, как голова её закружилась, и она снова неловко опустилась на землю. (3)Всё тело у неё болело.(4)Сильная тошнота подступала к горлу. (5)Наташа стиснула зубы: «Только бы встать! (6)Только бы подняться на ноги!» — мысленно твердила она, проклиная свою слабость. (7)Она слышала, как легко и быстро поднялся Валерий. (8)Он даже насвистывал что-то. (9)Почему же у неё так кружится голова? (10)Она снова попыталась встать и снова бессильно опустилась на землю. (11)К ней подошел Андрей Иванович. ‒ (12)Что, Наточка, тяжело? (единообразие рисунка тире) (13)Он сел возле неё. (14)Наташа подняла глаза и увидела его худое потемневшее лицо и большие, лихорадочно блестевшие глаза. (15)Видно было, что и он еле поднялся. (16)Наташа сделала над собой усилие и села, прислонившись спиной к влажному стволу дерева. ‒ (17)Ничего, Андрей Иванович. (18)Я ещё могу идти… ‒ (19)Надо идти, Наташенька. ‒ (20)Он помог ей подняться. ‒ (21)Ещё немного. (22)А сегодня… (23)Сегодня мы немного увеличим нашу утреннюю норму. (24)Он отыскал глазами Валерия. ‒ (25)Валерий! (26)В твой рюкзак я положил шоколад. (27)Вынь-ка одну плитку. (28)Все мы очень ослабли… ‒ (29)Что вы, Андрей Иванович! (30)Шоколад надо оставить на конец пути, — ответил Валерий не оборачиваясь. ‒ (31)Мы очень ослабли, ‒ повторил Андрей Иванович, ‒ а конец уже недалеко. (32)Одну плитку давайте разделим сейчас. ‒ (33)Андрей Иванович! ‒ Валерий решительно застегнул рюкзак. ‒ (34)Вы же мужчина! (35)Стыдитесь! (36)Впереди ещё столько дней пути, а вы предлагаете уничтожить наш неприкосновенный запас. (37)Я мальчишка и то… (38)Геолог побледнел. ‒ (39)Хорошо, ‒ сказал он с расстановкой, ‒ я могу идти без шоколада. (40)Но Наташе он необходим сейчас. (41)Она еле поднялась с постели. (42)Наташа хотела возразить, но Валерий опередил её: ‒ Ах, вот как! (43)Это другое дело. (44)Что ж… (45)Я отдаю Наташе свой сегодняшний завтрак, ‒ сказал он вызывающим тоном. ‒ (46)Но шоколад останется неприкосновенным! (47)Валерий быстро вскинул рюкзак на плечи и, не оглядываясь, зашагал вдоль реки. (48)С минуту Андрей Иванович смотрел ему вслед, и вдруг страшное подозрение обожгло его мозг. ‒ (49)Стой!!! ‒ закричал он. (50)Валерий остановился. (51)Геолог подошёл к нему. ‒ (52)Снимай рюкзак! (53)Валерий отступил на шаг, и вдруг лицо его задёргалось. ‒ (54)Что?.. (55)Что вы думаете?.. (56)Андрей Иванович взялся за его рюкзак. ‒ (57)Не дам! ‒ рванулся Валерий. ‒ (58)Приказываю! ‒ раздельно и властно потребовал геолог. (59)Лицо его сделалось страшным. (60)Правая рука сжалась в кулак. (61)Валерий дрожащими руками снял рюкзак. (62)Андрей Иванович быстро расстегнул его и вдруг почувствовал, что земля уходит у него из-под ног: в рюкзаке лежала смятая хвоя пихты. (63)Медленно поднял он глаза на Валерия и словно впервые увидел его красивое надменное лицо, прищуренные веки и наглый бегающий взгляд… (По В. В. Корчагину) «Особенности конфликта между участниками экспедиции передаёт такая форма речи, как (А) _________ (предложения 17−23, 25−37). Описывая слабое состояние Наташи, В. В. Корчагин использует приём ‒ (Б)_________ (предложения 5‒6). Тропы: (В) _________ («страшное подозрение обожгло его мозг» в предложении 48) и (Г) _________ («красивое надменное лицо», «наглый бегающий взгляд» в предложении 63) ‒ усиливают впечатление от прочитанного». Список терминов: 1) анафора 2) лексический повтор 3) гипербола 4) эпитет 5) противопоставление 6) восклицательные предложения 7) диалог 8) метафора 9) ряды однородных членов
Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на его основе. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Выпишите цифры без пробелов и запятых. «(1)Зачем я от времени зависеть буду? (2)Пускай же лучше оно зависит от меня». (3)Мне часто вспоминаются эти гордые слова Базарова. (4)Вот были люди! (5)Как они верили в себя! (6)А я, кажется, настоящим образом в одно только и верю – это именно в неодолимую силу времени. «(7)Зачем я от времени зависеть буду?» (8)Зачем? (9)Оно не отвечает; оно незаметно захватывает тебя и ведёт, куда хочет; хорошо, если твой путь лежит туда же, а если нет? (10)Сознавай тогда, что ты идёшь не по своей воле, протестуй всем своим существом, – оно всё-таки делает по-своему. (11)Я в таком положении и находился. (12)Время тяжёлое, глухое и сумрачное со всех сторон охватывало меня, и я со страхом видел, что оно посягает на самое для меня дорогое, посягает на моё миросозерцание, на всю мою душевную жизнь… (13)Гартман говорит, что «убеждения наши –– плод бессознательного, а умом мы к ним лишь подыскиваем более или менее подходящие основания»; я чувствовал, что там где-то, в этом неуловимом бессознательном, шла тайная, предательская, неведомая мне работа и что в один прекрасный день я вдруг окажусь во власти этого бессознательного. (14)Мысль эта наполняла меня ужасом: я слишком ясно видел, что правда, жизнь –– всё в моём миросозерцании, что, если я его потеряю, я потеряю всё. (15)То, что происходило кругом, лишь укрепляло меня в убеждении, что страх мой ненапрасен, что сила времени – сила страшная и не по плечу человеку. (16)Каким чудом могло случиться, что в такой короткий срок всё так изменилось? (17)Самые светлые имена вдруг потускнели, на смену старому поколению явилось новое, и не верилось: неужели эти – всего только младшие братья вчерашних? (18)В литературе медленно, но непрерывно шло общее заворачивание фронта, и шло вовсе не во имя каких-либо новых начал, – о нет! (19)Дело было очень ясно: это было лишь ренегатство1 – ренегатство общее, массовое и, что всего ужаснее, бессознательное. (20)Литература тщательно оплёвывала в прошлом всё светлое и сильное, но оплёвывала наивно, сама того не замечая, воображая, что поддерживает какие-то «заветы»; прежнее чистое знамя в её руках давно уже обратилось в грязную тряпку, а она с гордостью несла эту опозоренную ею святыню и звала к ней читателя; с мёртвым сердцем, без огня и без веры, говорила она что-то, чему никто не верил… (21)Я с пристальным вниманием следил за всеми этими переменами; обидно становилось за человека, так покорно и бессознательно идущего туда, куда его гонит время. (22)Но при этом я не мог не видеть и всей чудовищной уродливости моего собственного положения: отчаянно стараясь стать выше времени (как будто это возможно!), недоверчиво встречая всякое новое веяние, я обрекал себя на мёртвую неподвижность; мне грозила опасность обратиться в совершенно «обессмысленную щепку» когда-то «победоносного корабля». (23)Я путался всё больше в этом безвыходном противоречии, заглушая в душе горькое презрение к себе. (24)Я не бичую себя, потому что тогда непременно начнёшь лгать и преувеличивать; но в этом-то нужно сознаться, – что такое настроение мало способствует уважению к себе. (25)Заглянешь в душу, – так там холодно и темно, так гадко-жалок этот бессильный страх перед окружающим! (26)И кажется тебе, что никто никогда не переживал ничего подобного, что ты какой-то странный урод, выброшенный на свет теперешним странным, неопределённым временем… (27)Тяжело жить так. (28)Меня спасала только работа; а работы мне, как земскому врачу, было много, особенно в последний год, – работы тяжёлой и ответственной. (29)Этого мне и нужно было; всем существом отдаться делу, совершенно забывая свои страхи, – вот была моя цель, смысл жизни. (По В. В. Вересаеву) 1 Ренегатство ‒ отступничество. «В. В. Вересаев стремится выразить своё представление о жизни и человеке, вовлекая читателя в диалог. В этом писателю помогают приёмы – (А) __________ (в предложениях 7–10) и (Б) __________ (предложения 1–2, 13). Троп ‒ (В) __________ («время тяжёлое, глухое и сумрачное» в предложении 12; «чудовищной уродливости» в предложении 22, «бессильный страх» в предложении 25) и лексическое средство (Г) __________ («оплёвывала» в предложении 20, «бичую» в предложении 24, «гадко-жалок» в предложении 25, «урод», «теперешним» в предложении 26) – передают напряжённость мыслей автора, его неравнодушие к тому, что он описывает». Список терминов: 1) обращение 2) сравнение 3) вопросно-ответная форма изложения 4) синонимы 5) эпитет 6) разговорная и сниженная лексика 7) вводные слова 8) цитирование 9) парцелляция
Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на его основе. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Выпишите цифры без пробелов и запятых. (1)Памятников архитектуры в Москве уничтожено более четырёхсот, так что я слишком утомил бы вас, если бы взялся за полное доскональное перечисление. (2)Жалко и Сухареву башню, построенную в XVII веке. (3)Проблему объезда её автомобилями можно было решить по-другому, пожертвовав хотя бы угловыми домами на Колхозной (тогда) площади (универмаг, хозяйственный магазин, книжный магазин). (4)Жалко и Красные, и Триумфальные ворота. (5)А знаете ли, что площадь Пушкина украшал древний Страстной монастырь? (6)Сломали. (7)Открылся чёрно-серый унылый фасад. (8)Этим ли фасадом должны мы гордиться как достопримечательностью Москвы? (9)Никого не удивишь и сквером, и концертным залом «Россия» на месте Страстного монастыря. (10)Сорок лет строилось на народные деньги (сбор пожертвований) грандиозное архитектурное сооружение − храм Христа Спасителя. (11)Он строился как памятник непокорённости московской перед сильным врагом, как памятник победы над Наполеоном. (12)Великий русский художник Василий Суриков расписывал его стены и своды. (13)Это было самое высокое и самое величественное здание в Москве. (14)Его было видно с любого конца города. (15)Здание не древнее, но оно организовывало наряду с ансамблем Кремля архитектурный центр нашей столицы. (16)Сломали... (17)Построили плавательный бассейн. (18)И лишь в середине девяностых опять всем миром храм отстроили заново. (19)Разрушая старину, мы всегда обрываем корни. (20)У дерева каждый корешок, каждый корневой волосок на учёте, а уж тем более те корневища, что уходят в глубочайшие водоносные пласты. (21)Как знать, может быть, в момент какой-нибудь великой засухи именно те, казалось бы, уже отжившие, корневища подадут наверх, где листья, живую спасительную влагу. (22)Ужасная судьба постигла великолепное Садовое кольцо. (23)Представьте себе на месте сегодняшних московских бульваров голый и унылый асфальт во всю их огромную ширину. (24)А теперь представьте себе на месте голого широкого асфальта на Большом Садовом кольце такую же зелень, как на уцелевших бульварах. (25)Казалось бы, в огромном продымлённом городе каждое дерево должно содержаться на учёте, каждая веточка дорога. (26)И действительно, сажаем сейчас на тротуарах липки, тратим на это много денег, усилий и времени. (27)Но росли ведь готовые вековые деревья. (28)Огромное зелёное кольцо (Садовое кольцо!) облагораживало Москву. (29)Правда, что при деревьях проезды и справа, и слева были бы поуже, как, допустим, на Тверском бульваре либо на Ленинградском проспекте. (30)Но ведь ездят же там автомобили. (31)Кроме того, можно было устроить объездные пути параллельно Садовому кольцу, тогда сохранилось бы самое ценное, что может быть в большом городе, – живая зелень. (32)Если говорить строже и точнее, на месте уникального, пусть немного архаичного, пусть глубоко русского, но тем-то и уникального города Москвы построен город среднеевропейского типа, не выделяющийся ничем особенным. (33)Город как город. (34)Даже хороший город. (35)Но не больше того. (36)В самом деле, давайте проведём нового человека, ну хоть парижанина или будапештца, по улице Тверской, по главной улице Москвы. (37)Чем поразим его воображение, какой такой жемчужиной зодчества? (38)Каким таким свидетелем старины? (39)Вот телеграф. (40)Вот гостиница. (41)Вот дом на углу Тверского бульвара, где кондитерский магазин. (42)Видели парижанин и будапештец подобные дома. (43)Ещё и получше. (44)Ничего не говорю. (45)Хорошие, добротные дома, но всё же интересны не они, а именно памятники: Кремль, Коломенское, Андроников монастырь. (По В. А. Солоухину) «Рассказывая о потерянных для горожан архитектурных и ландшафтных памятниках и современном облике Москвы, В.А. Солоухин использует разнообразные средства выразительности, среди которых тропы: (А) __________ (предложение 19), (Б) __________ («великой засухи» в предложении 21, «великолепное Садовое кольцо», «ужасная судьба» в предложении 22). Нарисовать картину современного города писателю помогает приём – (В) __________ (предложения 39–41). Синтаксическое средство выразительности – (Г) __________ (в предложениях 29, 31, 36) – позволяет автору последовательно излагать свои мысли и чувства, привлекать внимание читателей». Список терминов: 1) эпитет 2) фразеологизм 3) вопросно-ответная форма изложения 4) анафора 5) риторический вопрос 6) метафора 7) парцелляция 8) вводные слова 9) ряд однородных членов
Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на его основе. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Выпишите цифры без пробелов и запятых. (1)Вечером мы выступили в ночной марш к реке Рузе, за тридцать километров от Волоколамска. (2)Житель южного Казахстана, я привык к поздней зиме, а здесь, в Подмосковье, в начале октября утром уже подмораживало. (3)На рассвете по схваченной морозом дороге, по затвердевшей, вывороченной колёсами грязи мы подошли к селу Новлянскому. (4)Оставив батальон близ села, в лесу, я с командирами рот отправился на рекогносцировку. (5)Моему батальону было отмерено семь километров по берегу извилистой Рузы. (6)В бою, по нашим уставам, такой участок велик даже для полка. (7)Это, однако, не тревожило. (8)Я был уверен, что, если противник действительно подойдёт когда-нибудь сюда, его встретит на наших семи километрах не батальон, а пять или десять батальонов. (9)С таким расчётом, думалось мне, надо готовить укрепления. (10)Не ожидайте от меня живописания природы. (11)Я не знаю, красив или нет был расстилавшийся перед нами вид. (12)По тёмному зеркалу неширокой медлительной Рузы распластались большие, будто вырезанные листья, на которых летом цвели, наверное, белые лилии. (13)Может быть, это красиво, но я для себя засёк: дрянная речонка, она мелка и удобна противнику для переправы. (14)Однако береговые скаты с нашей стороны были недоступными для танков: поблёскивая свежесрезанной глиной, хранящей следы лопат, к воде ниспадал отвесный уступ, называемый на военном языке эскарпом. (15)За рекой виднелась даль ‒ открытые поля и отдельные массивы, или, как говорят, клины, леса. (16)В одном месте, несколько наискосок от села Новлянского, лес на противоположном берегу почти вплотную примыкал к воде. (17)В нём, быть может, было всё, чего пожелал бы художник, пишущий русский осенний лес, но мне этот выступ казался отвратительным: тут вероятнее всего мог, укрываясь от нашего огня, сосредоточиться для атаки противник. (18)К чёрту эти сосны и ели! (19)Вырубить их! (20)Отодвинуть лес от реки! (21)Хотя никто из нас, как сказано, не ожидал здесь вскорости боёв, но нам была поставлена задача: оборудовать оборонительный рубеж, и следовало выполнить её с полной добросовестностью, как положено офицерам и солдатам Красной Армии. (По А. А. Беку) «А. А. Бек признаётся, что пейзаж на берегу реки мало впечатлил его, так как такое расположение леса было удобно для противника. В то же время он не может не описать красоты русской природы, поэтому использует с этой целью различные тропы: (А) __________ («извилистой Рузы» в предложении 5, «по тёмному зеркалу», «неширокой медлительной Рузы» в предложении 12), (Б) __________ («большие, будто вырезанные листья» в предложении 12). Взволнованность автора перед выполнением военной задачи Красной Армии передают синтаксические средства: (В) __________ (предложения 18‒20) и (Г) __________ (в предложениях 7, 13, 15, 17)». Список терминов: 1) восклицательные предложения 2) книжная лексика 3) эпитет 4) олицетворение 5) вводные слова 6) метафора 7) сравнение 8) лексический повтор 9) противопоставление